Андреевская церковь
Шероцкий К.В.
Там, где теперь красуется церковь св.апостола Андрея, Владимиром в 988 г. первоначально была поставлена (на месте Перуна) церковь св.Василия. Это церковь просущесгвовала до XII в.; в XI в. рядом с нею, под влиянием предания о проповеди св.Андрея на горах киевских здесь был воздвигнут еще Андреевский или Янчин монастырь, основанный для дочери Всеволода Ярославовича (строителя Выдубицкого монастыря, может быть, и теми же мастерами) – Янки, побывшей в Царьграде для устройства церковных дел и привезшей оттуда предание о проповеди апостола Андрея на Руси (тогда же оно попало в летопись). Калайдович при сем думает, что это Андрей Юродивый V в., славянин. В Янчином монастыре, по сообщению летописи, была устроена школа шитья и тканья, где, должно быть, вырабатывались те дорогия материи (Soie de l’oevre de Rouzie, pales de Rosie) или «порты», которые шли на восток (на Афоне в 1143 г.) и на запад, о чем свидетельствуют средневековые поэты. В этом монастыре в 1215 г. (Синопсис) на месте древней Васильевской церкви (обветшавшей или сгоревшей) была построена каменная церковь во имя мифическаго воздвижения здесь креста Андреем Первозванным.
Она просуществовала до [с.100] XVIII ст. и Берлинский в 1820 г. видел оставшияся от неё кучи кирпичнаго щебня (рядом с нынешней церковью св.Андрея). В 1838 г. эту церковь разыскивал невежественный киевский археолог Лохвицкий, который отожествил с нею найденные им какие-то погреба. В 1605 г. Воздвиженская (Андреевская) церковь была переименована в Симеоновскую, но, будучи отдана Братскому монастырю, под влиянием местной науки, противопоставлявшей апостола Андрея апостолу Петру равноправному с ним, она после 1640 г. опять была посвящена в честь Воздвижения в Киеве креста апостолом Андреем (в начале XVIII в. она названа у путешественника Лукьянова Андреевскою). По её имени часть земляного вала по соседству носила имя Воздвиженскаго. В день Андрея Первозваного в этой церкви совершалась торжественная служба в присутствии всей Академии. В 1724 г. Андреевская церковь была разрушена бурею и тотчас же был поднят вопрос о постройке нового храма, но в 1735 – 37 гг. турецкая война вызвала необходимость переделать площадь Андреевской церкви в бастион.
Только в 1744 г. во время приезда Елизаветы Петровны в Киев была основана новая церковь. План и проект её были изготовлены известным придворным архитектором итальянцем Растрелли, строили киево-печерские мастера. Все здание производит впечатление ажурного – так легко оно соткано из искусно сгруппированных колонн, баз и капителей, напоминающих отчасти знакомыя уже нам барочные формы, но более игривые и утонченныя; волнистые линии барокко получили здесь причудливые изгибы, доведеннные до крайней степени прихотливости, благодаря применению мотива раковины, от коего этот стиль, созданный при дворе Людовика XV получил название «рококо» (rос – скала). Это преимущественно декоративное искусство; завитушки рококо везде разбросаны (в полной асимметрии) по стенам Андреевскаго храма – на карнизах, окнах и крышах. Центральный [с.101] купол нарядно венчает это элегантное построение, по углам расставлены 4 сквозные павильончика, в которых рассыпаны искры золота от врывающихся сюда лучей солнца. К несчастью, главный купол в начале XIX века испорчен грубым прикосновением руки невежественнаго реставратора.
Храм кажется слишком маленьким, но это только обман, происходящий от удивительной пропорциональности частей, и на самом деле он довольно громоздкий. Со стороны фасада он опирается на двухэтажное здание с теплою церковью и помещением для богомольцев; вниз ведут многочисленные ступени роскошной и величественной лестницы; над дверьми храма помещен щит с монограммой Елизаветы Петровны. Внутри церковь залита светом и золоченными изгибами рокайлистой флоры. Купол убран особенно роскошно. Живопись в нем, на стенах и в иконостасе, принадлежит кисти художников Антропова и Григория Левицкаго-Носа, отца известнаго портретиста. Живопись их характерна как показатель эпохи. Купол разделен полосами на несколько полей на подобие звезды и занят орнаментом, совершенно чуждым орнаментам в византийских росписях; священные изображения, однако, подпали влиянию итальянскаго академизма с его мертвенностью и заученностью форм и движений, шаблоном, чернотой красок, сухостью, натянутым символизмом. Таковы символические композиции в нижнем ярусе иконостаса, изображающия 7 таинств. Среди наместных икон интересна находящаяся против клироса и изображающая сцену проповеди св.Андрея среди скифов и другая икона св.Владимира с представителями разных исповеданий. На оборотной стороне иконостасной стены тоже изображены символические картины (таинств) и между ними вверху во всю ширину – обычная на Украине в XVIII в. сцена поклонения земных царей царю небесному (этот мотив есть и в гравюрах Левицкаго). За престолом находящимся под резною сенью посетителям указывают образ Тайной Вечери, [с.102] будто бы писанный Леонардо да Винчи, но на самом деле этот образ является рядовым произведением провинциальнаго живописца, представителя той же академической манеры. Идея стиля рококо послужила исходным пунктом и для резчиков, работавших Андреевский иконостас – полный волют, картушей и гнутых форм. Интересна изгибающаяся проповедническая кафедра с балдахином : ее поддерживают два грациозных ангела; на кафедре художественная резьба и живопись иллюстрирующая евангельские притчи о сеятеле, смоковнице и др.
С паперти Андреевской церкви открывается величественный и роскошный вид на Днепр и нижний город или Подол, расположенный вверх по течению реки у подножья стараго Киева и следующей за ним к северу Замковой горы или Киселевки (узнается по кладбищу с неуклюжей златоверхой церковью); дальше виднеется гора Щекавица (тоже с кладбищем и голубоглавой церковью), летописный Вышгород и Межигорье. Вдали устье Десны и на противоположном берегу Черниговская губерния. Отсюда же видно и все пройденное пространство стараго города.
Взглянем на него ! Сколько воспоминаний прошлаго и вместе с тем сколько перемен и варварских разрушений. Как проигрывают от соседства с Андреевской церковью неуклюжие формы Десятиннаго храма и как безобразен дом, закрывший часть перспективы на Подол к Замковой горе. С Андреевской горы в XVII в. обозревал Киев Кальнофойский и плакал над его судьбой. Отсюда Гоголь и Максимович любовались Кожемяками и Подолом, развлекаясь беседами с приходившими сюда украинскими поселянами. И теперь здесь бывает много посетителей, а особенно накануне Андреева дня, который везде на Украине служит для игр и гаданий.