Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь 3-х святителей

Шероцкий К.В.

От Андреевской церкви по 3-х святительской улице поворачиваем снова на юг. Направо в начале улицы будет угол усадьбы [с.103] Трубецкого, налево бывшая территория «великого двора Ярослава». Здесь теперь помещается второе епархиальное женское училище; и во дворе его за высокой новой колокольней древняя церковь – Василия Великаго, известная в народе под именем трехсвятительской…

Святые Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, столь типичные служители алтаря, столь высокие характеры, равные по силе, что им очень рано ставили храмы в Византии и на Руси, особенно св.Василию. Кн.Владимир построил Васильевскую церковь в Корсуне, в Киеве на холме Перуна, во Владимире Волынском, в Овруче… В XII в. кроме упомянутой церкви св.Василия на месте Перуна (где Андреевская церковь), появилось ещс две – одна нынешняя трехсвятительская в 1184 г. (на Ярославом дворе) и другая несуществующая – на «Новом дворе». Строителем церкви на Ярославовом дворе был великий князь Святополк Всеволодович : выбор этого места для церкви на краю города у самаго вала и теперь еще уцелевшего, объясняется соседством Михайловскаго монастыря (к югу), который был для Святополка Всеволодовича [с.104] «отним» [не був]. Церковь эта весьма интересна по своим формам и историческим воспоминаниям. (Очень любопытное описание церкви св.Василия, сделанное французским инженером Бопланом, в XVII в., видевшим здесь древние надписи на алебастре и гробницы князей, повидимому, относится к Десятинной церкви).

План 3-х святит. церкви

План 3-х святит. церкви [с. 103]

Сохранившиеся древние части обозначены черным, недостающие – пунктиром; остальное – пристройки.

Но исследователи, видящие в этой церкви церковь, сооруженную Владимиром, погрешают против археологических, хронологических и топографических данных. Действительно, церковь эта по своим вытянутым формам и незначительным размерам является типичной для XII века; она находится вне Перунова холма и Боричева взвоза, где была поставлена церковь св.Владимиром. В западной части храма в XVII в. сделана пристройка в виде шестиугольной паперти с барочным фронтоном, дальше начинаются древние части, свободный рисунок которых особенно удобно осматривать, стоя на краю обрыва на сохранившейся части древнего вала (времени Ярослава). Не трудно заметить, что церковь в древности представляла стройное четвероугольное, вытянутое в длину сооружение, незначительное по размерам, но изящное; наличность четырех пилястров, украшенных полуколоннами, (они полые, что можно видеть по остатку полуколонны вверху юго-западного углового пилястра; некоторые полуколонны уничтожены) заставляет предполагать против них внутри храма 4 зиждительных столба, дававших равновесие массам, неизбежно облекавшимся в крестообразную схему; довольно высоко поставленные части уцелевшаго шифернаго карниза указывают на высоту первоначальных сводов и общую стройность пропорций (черта XII в.); три мало выступающия апсиды указывают на познее время. Украшение апсид пилястрами не древнее, но пилястры и полуколонны на стенах храма идут в XII в. и, особенно полуколонны, указывают, что чистота византийскаго стиля уже нарушилась романскими влияниями. О том мог бы говорить и цоколь, если его принять за измененный поясок.

[с.105] Конечно, первоначальное устройство сводов здесь нужно предполагать иное чем теперь. От пилястров и полуколонн были переброшены друг к другу арки, на коих были устроены посводные перекрытия и над ними полусферический купол, замененный ныне украинским барочным; иной была также форма окон; они были щелевидные по образцу окна, которое сохранилось в северо-восточном углу между двумя последними пилястрами; таких же два окна можно видеть заложенными в южной стене, взобравшись на чердак пристроеннаго здесь в XVII в. придела. Окна, купол и своды – все это результат перестройки, сделанной Леонтием Бронковичем – игуменом Братскаго монастыря, которому этот храм принадлежал в половине XVII в. и Варлаамом Ясинским, снова возобновившим храм после пожара в 1696 г. Древняя кладка в этом храме сохранилась до самих сводов; ее можно видеть вместе со следами древней орнаментации храма, взобравшись под крышу южной пристройки; там посредине стены на высоте заложенных окон (одно на половину, другое совсем) из толщины стен выступает шестиконечный кирпичный крест с параллельными поперечинами и трехугольным навесом (голбец). В древности, как о том свидетельствует устав св.Владимира, верили, что начертание креста оказывает помощь и защиту, а потому высекали кресты в качестве охранительнаго средства на стенах домов и храмов. Такое же применение креста увидим в киевской церкви Спаса на Берестове, в Новгороде (Никола Липный), в Изборске и в искусстве средневековой Европы.

Войдем в середину церкви. Пролет, ведущий из новой пристройки в храм, в древности был более узким; пилястры и западные столбы внутри теперь удалены; но оба восточные столба сохранились в алтаре (за иконостасом); правда, они соединены со апсидами, благодаря чему края апсид кажутся пилястрами; на левом столбе сохра[с.106]нился древний карниз; следы его заметны и на другом столбе под новой накладкой. В северо-восточной апсиде против пролета в алтарь видно древнее окно; в юго-восточной апсиде можно видеть не заштукатуренной часть древней кладки на розовом раковистом растворе из квадратных без кварцевой примеси кирпичей (XII в.); каменных плит здесь не видно; несколько новых красных легко ломающихся кирпичей, вставленных в эту кладку, дают возможность оценить разницу в прочности древнего и нового материалов.

Древних росписей в Трехсвятительской церкви не сохранилось, но во время раскопок 1838 г. здесь были найдены мозаичные смальты, обломки фресок с синими фонами и куски кровельных материалов. Иконостас в стиле рококо половины XVIII в. – хорошей резьбы и хорошего местнаго письма; контуры ликов и фигур, несмотря на переписку, дают некоторое представление о характере старой украинской иконописи, пользовавшейся приобретениями западнаго искусства, любившей пестроту красок, цветистость, символизм. До конца прошлого столетия все стены церкви были заставлены старыми резными киотами и униатскими алтарями, так как, подобно остальным киевским церквам, эта церковь некоторое время принимала общение (унию) с католическою церковью. Вокруг Трехсвятительской церкви неоднократно производились археологические розыскания. В 1838 г. в 20 шагах от церкви был открыт вход в пещеру с разветвлениями. Здесь же были найдены древние поливные плитки, шиферные обломки и разные украшения (эмали, гривны, браслеты), а в 30 саженях от входа в храм, т.е. на противоположной стороне Трехсвятительской улицы были открыты в земле следы ограды и развалины какого-то сооружения, которое исследователи (кроме Голубинскаго) склонны принять за остатки Васильевской церкви на Новом дворе, построенной Рюриком Ростиславовичем (1197 г.), кажется, трудами [с.107] знаменитаго архитектора Милонега. Здесь же некоторые помещают и древнюю церковь св.Никиты.

По выходе из ограды Трехсвятительской церкви налево идет Михайловский подъем, по которому можно спуститься на Подол, а дальше ограда Михайловскаго монастыря с расположенной перед ним просторной Михайловской площадью. В древности на месте подъема проходил овраг, служивший границею города, ибо Михайловский монастырь не входил в состав города ни при Владимире, ни при Ярославе. Овраг этот шел к Кожемяцкому ущелью, пересекал Михайловскую площадь и по Большой Житомирской мимо древних Софийских или Западных ворот шел к Кожемякам. Таким образом, нами обойден весь древний город.