Собор святой Софии Киевской
Лукомский Г.К.
Собор, по преданию, сооружен Ярославом Мудрым в 1037 г. Неоднократно разорявшийся как русскими князьями, так и татарами, храм к концу XVI века находился в состояний крайнего упадка. В XVII веке митрополит Петр Могила ревностно занялся возобновлением храма; дело его продолжали его преемники. Последний большой ремонт относится к 1843-53 гг.
Храм каменный, снаружи оштукатуренный, двухъярусный, имеет 17 приделов.
Господствовавший долгое время взгляд, что киевский собор – подражание константинопольской святой Софии, не может быть обоснован наличным археологически-научным материалом. Перестройки начала XVIII века совершенно изменили не только наружный вид храма, но коснулись и его внутреннего облика. Так, над нижними боковыми выступами были надстроены галереи, перестроены купола, увеличены окна, приставлены контрфорсы и т.д.
В настоящее время храм представляет собою в плане 9 нефов, завершающихся с восточной стороны 9 апсидами. Пять средних идут во всю высоту стен собора, четыре остальных – низкие. Куполов 19, столбов 24, окон 181, дверей 42, входов 4, в угловых башнях две лестницы.
Иконостас главного алтаря деревянный, резной, золоченый, царские врата чеканного серебра. Икон в главном иконостасе пять. Сооружен он в 1747 г. Иконостасы приделов – деревянные золоченые, с деревянными резными и золочеными вратами. Икон всех вместе 332.
Древняя роспись сохранилась в четырех приделах, остальные росписи (в том числе и на стенах лестниц) подновлены при реставрациях; надписи греческие и славянские. Мозаика сохранилась в главном алтаре, в купольном и предалтарном пространствах, в парусах и на тягах северной и южной главных арок. В двух приделах (бывшем Георгия и чуда архангела Михаила) большое количество росписей «al sgraffitto». Клирос каменный.
Ризница находится в отдельном помещении во втором ярусе, там же библиотека.
Каменная четырехярусная колокольня закончена стройкой в 1748 г. (архитектор Иоанн Готфрид Шедель), крыта железной золоченой кровлей; колонолов 16, из них один древний, так называемый «Мазепа».
При соборе имеется церковь Рождества Христова, так называемая «теплая трапезная», бывшая монастырская трапезная (1722 г.); при церкви две каменных пристройки. Ограда каменная, в ней одна проезжая башня, в которой хранится архив консистории и четверо ворот, из коих одни (Рафаила Заборовского) замурованы. Кладбища при соборе нет.
В мае и июне 1919 г. были произведены обширные ремонтные работы, из которых особого внимания заслуживает укрепление штукатурки с древними фресками в крещальне собора. Работы велись под общим моим наблюдением художником Бойчуком, по предложенному им же способу, состоявшему в прикреплении к стене слоя отставшей штукатурки тонкими медными винтами, скобками, пластинками и казеиновым клеем.