Раскопки 1936 – 1937 гг.
Каргер М.К.
Раскопками Института археологии АН УССР в 1936-1937 гг. на территории усадьбы Художественной школы (бывш. усадьба Петровского) [в настоящее время указанная территории входит в усадьбу Киевского государственного исторического музея], т. е. в древнейшей части Киева, неподалеку от развалин Десятинной церкви и княжеских дворцов было обнаружено несколько жилищ-мастерских полуземляночного типа [Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937 гг., стр. 22-27 Архив ИА АН УССР]. К сожалению, графическая документация этих раскопок, хотя и была шагом вперед по сравнению с документацией раскопок В.Хвойки, все же весьма далека от требований современной методики археологического исследования.
Хорошей сохранности жилище было открыто на участке III 1936 г. Оно расположено в западной части древнейшего Киевского городища, в непосредственной близости от вала городища. Темное пятно заполнения полуземлянки, ясно выделявшееся среди светло-желтого лёсса, было обнаружено на глубине [с. 295] около 1.20 м. Нижняя часть полуземлянки вырыта в материковом лёссе на глубину 0.50-0.65 м. Размеры основной части ее 6:3.4 м.
В северной части полуземлянки находилась глинобитная печь (диаметр пода 1.05 м); тут же был и вход в жилище. Около печи прослеживались следы какого-то дополнительного помещения или сеней. Непосредственно возле печи, на север от нее, обнаружена большая яма, имевшая, по-видимому, хозяйственное назначение. Свод печи сохранился лишь частично, на высоту 0.15-0.20 м. Под глиняной обмазкой пода обнаружена забивка из плиточного кирпича (два целых и много битых), обломков глиняного горшка, украшенного по венчику линейным орнаментом и орнаментом в виде запятых, и обломков большой амфоры. Среди керамических фрагментов, лежавших под глиняной обмазкой пода, найдено донце с клеймом. Черепками была забита часть пода около устья печи, остальная площадь вымощена кирпичом (рис. 57). В печи найдены половинка энколпиона, шиферное пряслице, обломки стеклянных браслетов и т.п. Исследователь относил землянку к XII-XIII вв. [Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937 гг., стр. 22-23]
Остатки нескольких полуземлянок были обнаружены и в северной части усадьбы Художественной школы. Большая часть их сопровождалась хозяйственными ямами, составлявшими вместе с жилищами любопытный жилищно-хозяйственный комплекс.
Так, на участке Ш/8 раскопаны остатки прямоугольной в плане полуземлянки (3.10:2.76 м), вырытой в материковом лёссе. Пол находился на глубина 2.40 м от уровня современной поверхности. Вход в жилище был с западной стороны. Найдены остатки печи, у которой под находился на 0.62 м выше уровня пола. Сохранился обвалившийся глиняный свод печи.
Возле жилища найдено девять хозяйственных ям, вырытых в лёссе, диаметром от 0.5 до 1.75 м. В некоторых ямах дно было круглое, плоское, в других конусовидное. Глубина ям различна – 1.20-2.50 м от уровня современной поверхности.
Возле печи, на полу жилища найдены различные предметы XII-XIII вв. – фрагменты керамики, одна целая и одна разбитая на куски “амфорка киевского типа”, шиферные пряслица, два целых и много обломков стеклянных браслетов, костяной гребень, обломки древнего плиточного кирпича, железный кованый “чеснок”, литейная формочка, тигелек, стеклянные бусы, обломки тонкостенных стеклянных сосудов, крестики, проколки, перстень, глиняные светильники и т.п.
Полуземлянка представляла собой не только жилище, но и мастерскую ремесленника-ювелира, возле которой были найдены остатки литейного горна и многочисленные отбросы ювелирного производства: обломки тиглей, формочки, зола, шлаки и т.д. [там же, стр. 24]
Сильно разрушенная полуземлянка с остатками большой печи была раскопана на участке II 1936 г., в юго-западной части усадьбы. Завалы глиняные [с. 296] стен были обнаружены на глубине 0.6-1.0 м. Кроме обломков глины, найдено много обгорелых кусков дерева, очевидно остатки верхних, наземных частей жилища. Высказывалось предположение, что стены жилища были деревянными, но обмазанными глиной. Пол обнаружен на глубине 1.60-1.75 м от современной поверхности. Полуземлянка имела план в виде вытянутого прямоугольника (3.2:4.1 м). Сохранилась круглая в плане печь диаметром 1,2-1,3 м; устье печи обращено к востоку. Глиняная, сильно обожженная обмазка пода печи имела толщину 1-2 см; ниже лежала прослойка глины толщиной 2-3 см, еще ниже под был забит обломками черепков глиняной посуды с линейным орнаментом по плечикам. Под обломками черепков лежал тонкий слой золы и песка (2-3 см). По наблюдениям исследователя, все черепки лежали внутренними стенками книзу. На некоторых донцах найдены клейма. Свод печи сохранился лишь местами, на высоту 0.10-0.12 м.
Возле печи в полу землянки находилась яма, заполненная золой. Прямоугольная яма (1.5:2 м) обнаружена также к востоку от печи (на глубине 2.5 м от современной поверхности). В засыпке ямы встречались обломки керамики XI-XIII вв.; на дне ее лежали два больших камня.
Опираясь на характер находок в раскопе и, в частности, находок в самой полуземлянке, исследователь склонялся к датировке ее XIII-XIV вв., полагая, что она служила жилищем ремесленника, изготовлявшего резные костяные [с. 297] изделия – пуговицы, стрелы, проколки и пр. Действительно, возле жилища было найдено несколько сот обломков костей животных, частично обработанных, и готовые изделия из кости [Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937 гг., стр. 25-26].
Остатки небольшой полуземлянки XII-XIII вв. (7.5:3 м) были обнаружены также в раскопе А (угол Владимирской ул. и Андреевского спуска). К сожалению, эта постройка описана в дневнике раскопок и в отчете слишком кратко [там же, стр. 26].