Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Дата постройки

Каргер М.К.

В старой археологической литературе церковь Спаса на Берестове обычно относили ко времени Владимира Святославича, считая ее одним из древнейших храмов Киева.

Мнение это восходит к традиционным представлениям, сложившимся в Киеве еще в XVII в. Так, А.Кальнофойский в объяснительном тексте к гравированному плану Киева, приложенному к Тератургиме, писал:

«Между западом и севером (от Печерского монастыря, – М.К.) идем дорогой через угол Спасский, т. е. мимо церкви Преображения Господня: ее построил из камня (zmurował) св. Владимир; но теперь стены ее едва стоят, мусор покрыл всю землю» [Тератургима…, Киев, 1638, стр. 24].

К этому же времени относил постройку Берестовской церкви и автор Синопсиса, утверждавший, что Владимир повелел поставить в Киеве великую каменную церковь св.Спаса [Киевский Синопсис…, стр. 77].

Постройкой Владимира считал Спасскую церковь и Петр Могила, как об этом свидетельствует ктиторская надпись, исполненная в фресковой технике над западным порталом церкви после восстановления храма:

«Сию церковь созда великий и всея России князь и самодержец св. Владимир, во святом крещении Василий. По летех же многих и по разорении от безбожных татар [с. 374] произволением божиим обновися смиренным Петром Могилою, архиепископом митрополитом Киевским, Галицким и всея Росии, екзархою святаго Константинопольского апостольскаго престола, архимандритом Печерским, во славу на Фаворе преобразившегося Бога Слова. 1643 года от сотворения миру 7151».

Мнение о том, что церковь Спаса на Берестове является постройкой Владимира, основывалось, по-видимому, на известии Хроники Стрыйковского, где в книге IV имеется следующий текст:

«I kazał [Владимир] zmurować cerkiew w Kijowie Swiętego Spassa z kamienia wielkiego, na tym miejscu, gdzie był bałwan Piorun przed tym chwalon, і cerkiew swiętego Wasila na imie swoje, ktoremu było przemieniono na chrztu, inszych też cerkwi bardzo wiele na tych miejscach, gdzie przed tym rozmaite bałwany stały, roskazał nabudawac kosztem przeważnym» [Kronika Macieja Stryjkowskiego, I. Warszawa, 1846, стр. 132].

Ошибку Стрыйковского отмечал еще Е.Болховитинов, правильно указавший, что автор Хроники «смешал сказания Несторовы и вместо церкви св.Василия, построенной на месте идола Перуна, назвал оную Спасскою, а Васильевскую второю, не упомянув даже о Десятинной» [Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии…, Киев, 1825, стр. 8-9]. Объяснение этой путаницы Е.Болховитинов видел в том, что польский хронист ошибочно перенес на Киев летописное известие о постройке в 989 г. церкви Спаса в Василеве.

Однако вплоть до недавнего времени находились ревностные защитники мнения о принадлежности Берестовского храма эпохе Владимира. К числу их относятся М.Ф.Берлинский [М.Ф.Берлинский. Краткое описание Киева…, стр. 44, 147], Н.Самойлов [Н.Самойлов. Киев в начале своего существования…. М., 1834, стр. 48], автор текста к изданию И.Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» – С.П.Крыжановский [Обозрение Киева…, изд. И. Фундуклеем, стр. 57], М.А.Максимович [М.А.Максимович. Обозрение старого Киева, стр. 91], П.Г.Лебединцев [П.Г.Л. Церковь Спаса на Берестове в Киеве, бывшая придворною св. вел. князя Владимира, древнейшая всех ныне существующих в России церквей. Киев, 1862], Н.М.Сементовский [Н.М.Сементовский. Церковь Спаса на Берестове, древнейшая в России. Киевлянин, 1867, № 87 и отд.: Древнейшая в России церковь Спаса на Берестове… Киев, 1877], а в более позднее время А.М.Павлинов [А.М.Павлинов.1) Архитектура в России. Домонгольский период. Вестн. изящных искусств, т. VI, 1888, стр. 51; 2) История архитектуры в России. Домонгольский период Русск. худ. архив, вып. V-VI, 1892, стр. 255; 3) История русской архитектуры. М., 1894, стр. 17], Ф.И.Шмит [Ф.И.Шмит. Искусство древней Руси-Украины. Харьков, 1919, стр. 36], Г.К.Лукомский [Г.К.Лукомский. Киев. Церковная архитектура XI-XIX вв. Византийское зодчество. Украинское барокко. Мюнхен, 1923, стр. 10] и некоторые другие.

Сторонники этого мнения особенно оживились в начале 1860-х годов, когда под слоями новой записи на стенах храма была обнаружена фресковая роспись, достаточно хорошей сохранности, которую ревностные почитатели [с. 375] Берестовского храма не замедлили отнести ко времени Владимира или по крайней мере Ярослава.

Проведенная в 1863 – 1865 гг. по инициативе П.Г.Лебединцева реставрация фресок, во время которой была раскрыта, а потом и грубо переписана роспись времени Петра Могилы, не отрезвила сторонников глубокой древности храма. Реставрационный комитет, состоявший из П.Г.Лебединцева, С.Лашкевича и печально известного по реставрации софийских фресок И.Желтоножского – фактического производителя реставрационных работ, был непоколебимо убежден в том, что открываемые фрески церкви Спаса относятся ко времени кн. Владимира.

Критическое отношение к сенсационным известиям и слухам об открытии фресок «древнейшей всех ныне существующих в России церквей», широко распространившимся не только в киевской прессе, но и в столичных журналах и газетах, проявил в те же годы один из наиболее компетентных в ту пору знатоков киевского зодчества – П.А.Лашкарев, подвергший справедливому сомнению прочно укрепившуюся датировку храма. Изучив технику кладки здания и учитывая некоторые факты, связанные с последующей историей храма, в частности неоднократные погребения в нем князей из рода Мономаховичей, П.А.Лашкарев пришел к заключению, что дошедшая до нашего времени

«церковь Спаса на Берестове, принадлежавшая монастырю, основанному во второй половине XI ст., построена была византийскими зодчими в первой половине XII в. и, может быть, именно усердием Владимира Мономаха, желавшего иметь в ней усыпальницу для своего семейства» [П.А.Лашкарев. Что осталось от древней Киевской церкви Спаса на Берестове, В кн.: П.А.Лашкарев. Церковно-археологические очерки…, стр. 114].

Со строительной деятельностью Мономаха связывали Берестовский храм вслед за П.А.Лашкаревым Н.И.Петров [Н.И.Петров. Историко-топографические очерки…, стр. 72], Д.Слюсарев [Д.Слюсарев. Церкви и монастыри…, стр. 423] и большинство современных авторов, писавших о Берестовском храме [К.В.Шероцкий. Киев. Путеводитель, стр. 254. – Ф.Л.Эрнст. В кн. Київ. Київ, 1930, стр. 484. – Д.Ф.Красицкий и П.К.Федоренко. Усыпальница Юрия Долгорукого. М.-Л., 1948, стр. 14-15]. Убедительность доводов П.А.Лашкарева заставила даже и наиболее стойкого защитника глубокой древности памятника – П.Г.Лебединцева – отказаться от своей точки зрения [П.Г.Л. . КС, т. XXII, Киев, 1888, июль, Докум., изв. и зам., стр. 9].

Были попытки связать постройку церкви Спаса со строительной деятельностью сына Мономаха – князя Юрия Долгорукого. К этому предположению склонялись Е.Е.Голубинский [Е.Голубинский. История русской церкви, стр. 301-302], а вслед за ним С.Т.Голубев [С.Т.Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. II. Киев, 1898, стр.447, прим. 81]. [с. 376]

Опираясь на одноименность церкви Спаса на Берестове с собором Спаса в Чернигове, М.Д.Приселков высказывал слабо обоснованное предположение, что монастырь на Берестове был основан черниговским князем Святославом Ярославичем, назвавшим его по имени своего Черниговского соборного храма Спаса [М.Д.Приселков. Очерки…, стр. 120-121].

Летописных известий о постройке церкви Спаса на Берестове нет. Первое упоминание о существовании Спасского монастыря в Киеве встречается в летописи под 1072 г.; в этом году игумен Спасский Герман участвовал в торжестве перенесения мощей Бориса и Глеба из старой Вышгородской церкви Бориса и Глеба в новую, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем. По-видимому, по имени этого настоятеля Спасский монастырь позже назывался «Германечь», как это явствует из летописного известия о нападении в 1096 г. половецких орд хана Боняка, которые, прорвавшись к южным окраинам города, «увратишася на монастыре, и пожгоша монастырь Стефанечь, деревне и Германечь» [Ипат. лет. 6604 (1096) г.]. Наименование монастыря по имени Германа позволяет думать, что последний и был если не основателем, то во всяком случае первым его игуменом.

Спасский монастырь на Берестове возник около 1072 г., однако не на пустом месте. Летописный рассказ о начале Печерского монастыря, занесенный еще в Никоновский свод 1073 г., читавшийся там, по мнению А.А.Шахматова, под 1062 г. [А.А.Шахматов. Разыскания…, стр. 444-445], сообщает о существовании на Берестове еще при Ярославе церкви Апостолов, в которой начал свою церковно-политическую карьеру будущий первый русский митрополит Иларион: «…боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое, и церковь сущую святых Апостол, и попы многы набдящу и в них же бе прозвутерь, именем Ларион, мужь благ и книжен и постник» [Ипат. лет. 6559 (1051) г.].

Возможно, что церковь Апостолов была дворцовым храмом княжеского села Берестова еще при Владимире, который, как известно из других летописных сообщений, имел на Берестове свой дворец. Позже церковь Апостолов не упоминается в источниках; очевидно, монастырь Спаса, выстроенный Германом или при его участии, заменил старую церковь Апостолов.

В течение XII в. церковь Спаса на Берестове упоминается неоднократно в киевской летописи в качестве княжеской усыпальницы. В 1138 г. «преставися Еуфимья Володимерна (дочь Владимира Мономаха, – М.К.), и положена бысть на Берестовемь у святаго Спаса» [Лавр. лет. 6646 (1138) г.]. В 1158 г. «преставися Киеве Гюрги Володимиричь (Юрий Долгорукий, – М. К.), князь киевский, месяца мая, в 15, в среду на ночь, а заутра в четверг положиша у монастыри св. Спаса» [Ипат. лет. 6666 (1158) г.; то же в Лавр. лет. под 6665 (1157) г.; см. также: Соф. I, Новг. IV, V, Воскр., Льв. лет., Лет. Пер.-Сузд., Тип. [лет. под 6665 (1157) г. и Густ. лет. под 6666 (1158) г.]. В 1173 г. [с. 377] «преставися благоверный князь Глеб, сын Юрьев, внук Володимерь в Киеве, княжив 2 лета… И съпрятавше тело его и положиша и у святого Спаса в монастыре, иде же его отець (кн. Юрий Долгорукий. – М. К.) лежить» [Ипат. лет. 6681 (1173) г., то же в Лавр., Воскр., Ник., Льв., Ерм. лет. и Лет. Пер.-Сузд. под 6680 (1172) г.].

Высказывалось справедливое предположение [Д.Слюсарев. Церкви и монастыри…, стр. 423], что здесь же была погребена и супруга Мономаха, умершая в 1127 г., в княжение ее сына Мстислава [«Княгини Володимеря преставися месяца июля 11 день» [Ипат. лет. 6635 (1127) г.]].

Приведенные летописные известия о погребении в церкви Спаса на Берестове дочери, сына, внука, а вероятно, и супруги Владимира Мономаха несомненно свидетельствуют о том, что основанный в конце XI в. «Германечь монастырь» в начале XII в. явно стал «отним» монастырем Мономаховичей.

Последнее упоминание о церкви Спаса на Берестове в киевской летописи относится к 1231 г. В этом году «игумен Петр Спасьскый» присутствовал в Софийском соборе при посвящении епископа Ростовского Кирилла [Лавр. лет. 6739 (1231) г.].