Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Отделение первое. Состояние Киевского воеводства во владении польском до начала седьмого надесять века

Берлинский М. Ф.

Сколько сильный, столько и благоразумный государь Казимир IV, под верховною державою которого находилась и Молдавия и Пруссия [Молдавия с 1412 года, а Пруссия с 1466 года пришли во владение польских королей. См. Ахенвалл. История], старался более еще благостию увеличить могущество своего королевства. Переменив правление в Украине [М.Берлинський термін «Україна» застосовує в сучасному розумінні. Тут йдеться про українську державність, ліквідовану литовським урядом], переменял в сходственность единообразия и все старинные узаконения ее, но для умягчения суровости новизны предоставлял природным ее жителям исполнение судопроизводства.

Он во всех малороссийских поветах учредил старост, каштелянов, судей и других чиновников из природных малороссиян, которых честию и вольностию сравнил с прочиим польским шляхетством, что и преемники его за право почитали привилегиями утверждать [привилегия Сигизмунда Августа от 1569 года 23 декабря].

Претендента Киевского княжения, вышеупомянутого князя Михаила Олельковича, определил по просьбе новгородцев, ищущих его покровительства, в Новгород правителем, но сие по разным обстоятельствам не состоялось, ибо Новгород должен был опять покориться воле своего государя вл. российско-.го князя [по уверению Стриковского, Новгород и Псков с первых годов 15 века завоеваны литовцами и по истории Ахенвалла в 1478 году возвращены царем Иваном Васильевичем, но первое по сношению с российскими историками, кажется, несправедливо] [Івана Васильовича III]. [с. 93]

Польские историки, нашедши Киев под католицкою державою, думали уже, что и целость религии нашей с правлением тогда переменилась. И потому уният Ян Дубович полагает тогдашнего киевского преосвященного Мисаила [по Селлию – Михаил], в 1474 году посвященного, между униятами, якобы он со всем духовенством и болярами писал к папе Сиксту IV, признавая. его за верховного своего архипастыря, но сия несправедливость самим их же писателем Стриковским обличается, ибо когда киевляне не хотели от короля принять воеводу римского исповедания, но тем менее могли терпеть митрополита униятской веры. Впрочем год смерти сего преосвященного неизвестен, [1477] а после его посвящен на митрополию киевскую Симеон константинопольским патриархом Максимом Философом.

После правления Гастольда сочинитель польской короны Несецкий упоминает еще о киевском воеводе Юрии Паце, но без показания года его правления.