Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1544 г.

Берлинский М. Ф.

Во время определения на Киевское воеводство Фридрика [воевода Пронский, по русским записям, назывался Симеон], князя Пронского, Сигизмунд, видя, что в силу прежних привилегий князя и короля Александра пограничное место Киев не весьма соответствовал намерениям монаршим, то есть и теперь еще оставался по разным случаям в бессилии и малолюдстве, почему жаловал настоящим и будущим его гражданам магдебурское оттоническое право со всеми гражданскими учреждениями, чтобы Киевоподолу от воевод и судей замковых, то есть пребывающих в Старом городе, быть в независимости и не платить туда никакой подати: чиновникам гражданским в своем магистрате над гражданами иметь суд и управу исполнительно по всем гражданским и уголовным делам, при сем увольнить граждан от всяких казенных тягостей и мыт [по возвращении Киева под Российскую державу граждане киевские освобождены грамотою 7162 года от разных мыт по всей Малороссии] во всех литовских и польских землях и учредить для городского содержания некоторые приходы. Сия привилегия [с 1544 до 1659 года состоялося всех 47 в пользу магистрата королевских привилегий и указов, которые все хранятся в Киевском магистрате], хранимая и поднесь с прочими последующими в магистрате, была утверждением данной в 1516 году, но затерянной и потом подтверждаемая от его преемников особенными грамотами в 1545, 1569, 1576 и 1588 годах. Сие городу право и отличие как для древней его важности, так особливо ради пограничного его тогдашнего положения было нужно и вообще соответственно с пользою государства; почему и по возвращении Киева к Российской державе за благо принято было всероссийскими монархами оное утверждать. Таковое средство было успешным побуждением к населению разоряющегося Подола, который таковым оставался как от набегов татарских, так более от каверз католицкого ревнования.

Впрочем кроме жителей в Старокиевском замке и монастырей [по рапорту киевского замкового городничего в 1552 году Старый Киев был огражден деревянными двойными стенами и башнями и охраняем гарнизоном замковым, также козаками и мещанами, кроме церквей русских и римских и других публичных мест, обывательских домов в городе до 450 щиталось, а на содержание сего замка определено было четыре деревни. Выпись в магистратском архиве], а на Печерской части разве монастырских подворьев и их людей никакого во всем пространстве нынешнего города жила не бывало. В таком-то состоянии тогда пребывал малый Киев, когда и отдаленные окрестности его, долго лежавшие впусте, приглашением жителей мало-помалу стали заселяться.

Несмотря на таковое безлюдие, все попечение поляки полагали о заведении повсеместной унии, не рассуждая того, что не отличие веры, но принуждение сие было причиною малого усердия малороссиян к польскому правительству. Сие наипаче усиление увеличилось, когда [1548] Сигизмунд II Август при вступ[с. 99]лении своем на престол открыл свои противные родительским мысли. Он дал клятвенное обещание полякам, чтобы ни одному из малороссиян некатолику не давать места в правительстве, а еще меньше в сенате [книга на польском языке, именуемая Штурм], чем побуждены тогда многие из русского шляхетства принять римскокатолический закон, отчего и произошло в Подольи, Галиции, Волынии и Белоруссии русское дворянство католического закона, которое по времени неприметно приняло язык и нравы своих единоверцев [процес полонізації та покатоличений українських магнатів і активно діяв в кінці XVI – на початку XVII ст. В цей час зраджують свою національність і віру Вишневецькі, Синявські, Острозькі, Корецькі, Заславські, Тишкевичі, Хоткевнчі, Сангушки та ін.].