1596 г.
Берлинский М. Ф.
В таком случае, ревнуя об отеческой вере и порабощаемой вольности, некоторый чиновник козацкий благородного состояния, прозванием Косирский [Криштоф Косинський], для защищения сих священных прав своего народа избран в гетманы козацкие первый вольными голосами и принял первый оружие против недостойных соотчичей. Хотя, впрочем, сии первые покушения гетманов долго еще не имели своего успеха и более пятидесяти лет боролись с польскими армиями за честь и свободу своей земли [маються на увазі селянсько-козацькі повстання в кінці XVI – першій половині XVII ст. (під проводом С.Наливайка і Г.Лободи, Т.Трясила та ін.)].
В сем же году по возвращении подданнческого духовного посольства от римского папы составилися в Литовском Брестье два собора [Московский любопытный месяцослов на 1776 год. Первые посеял семена сего разрыва возвращавшийся в 1582 году из России папский посол езуит Антоний Поссевин заведением в Виленском университете обучения российского языка, а случай подал строгими поступками своими бывший в Киеве патриарх Иеремия. Известие историческое об унии г-на Бантыш-Каменского]; один, на котором присутствовали наместники патриархов константинопольского и иерусалимского и два благочестивые епископы, а на другом митрополит со своими последователями и множеством польского шляхества. Сии соборы вместо ожидаемой пользы и согласия только друг друга оспоривали и друг друга проклятию предавали, чем еще большую породили ненависть между православными и униятами. Таким образом от неразумия некоторых духовных в малопросвещенном веке распространилось гражданское бедствие, которого следы до настоящего времени были приметны.
Было другое от католиков покушение, чтобы киево-печерского архимандрита Никифора [архимандрит Никифор Тур произведен в 1588 году в Киеве патриархом Иеремиею. Краткое описание Лавры, стр. 120] наклонить к тому же падежу, но сей великий поборник праотеческого исповедания для утверждения колеблемых сомнением отвергнул сие предложение с презрением. Хотя же и введена была насильственно в подчиненные лавре монастыри уния, однако он крепко противился сему расколу, за что также от униятов предан анафеме. Тщетно сам король предпринимал [три королевских письма в лаврской библиотеке находятся, печатанные в Вильне: одно к шляхтичу Кошицу, дабы он поручил лавру со всеми имениями Рогозе, другое к монахам, дабы они его признали за архимандрита, а третье к лаврским поданным о том же] по той же причине удалить сего архимандрита от места, поручая лавру со всеми ее в Польше лежащими владениями во власть митрополита, по сему обитель яко унияту ни послушания не оказывала, ни владеть своим имением допустила [наконец, после разных искушений и беспокойств получила лавра королевскими привилегиями от 1607, 1608 и 1613 годов свои права и вольность религии, но знатной части владений была лишена]. [с. 103]
С сего времени, когда православного в Киеве митрополита не стало, униятские стали называться и писаться митрополитами киевскими, имея свое пребывание вне Киева в Литовском княжестве, то есть архиепископы владимирские, иногда же полоцкие от воли королей сие достоинство получали, что и по восстановлении православного в Киеве митрополита не переменилось даже до 1794 года [последний униятский митрополит Ростоцкий по возвращении российского края от Польши имел пребывание в Санкт-Петербурге с 1794 года].