Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1516 г.

Берлинский М. Ф.

Между тем в продолжение с Россиею войны великая опасность настояла Малороссийскому краю от хана крымского, которого татаре, неоднократно про[с. 96]бираясь во внутренность сих областей, опустошая околичные Киеву местечка, монастыри, села и деревни так, что не в безопасности каждого имение, жизнь и свобода состояли.

В таком положении его величество всемерно старался привести в безопасность пределы своего государства. Пограничный город Киев как для России, так Польши всегда был ключом дальнейших успехов и стоил для обеих держав великой важности. Почему Сигизмунд I малолюдное сие место усиливал умножением числа природных тамошних жителей и жаловал ему привилегию на право оттоницкое [привилегия от 1516 года. Метрика вл. княжества Литовского, лист 142], каковым управлялась тогда Вильна по подобию вольных немецких городов [сие право (Ius Ottonicum) первоначально в Германии издано в Магдебурге в царствовании императора Оттона I, имевшего в оном городе пребывание, потом вошло в употребление в разные немецкие города, и для того называется тевтооттоническое. В 999 году от императора Оттона III жаловано некоторым знатнейшим польским городам при Болеславе I, восприявшим тогда же от оного императора королевское достоинство в Польше], но сия грамота, как и предыдущие ей, утеряны, почему последующие были большею частию подтверждением оной [между прочиими привилегия от 1530 года на право магдебургское и другие вольности дана всем гражданам без различия религии, то есть православным, католикам и армянам, тогда в Киеве обитавшим].

Со времени разорения Киева и его окрестностей крымскими татарами Киево-Печерская лавра пребывала в разорительном положении, притом много потеряла в свободе своих уставов и чиноположения, да и во владениях своих, оставающихся еще от истребления, [1522] не совсем была обнадежена, почему его величество благоволил привилегиями своими и предписаниями киевскому воеводе предоставить монастырю свободу по древним его обычаям завесть общину, утверждая притом все их права и безопасность владений [выпись привилегии от 1522 июля 22 дня и оной последующие. Впрочем лаврские владения от усердия православных вельмож стали увеличиваться с начала 15 века, а особливо в течение 17-го, что видно из разных привилегий и выписей сего монастыря].

Равным образом и о Межигорском монастыре на представление некоторых киевских боляр последовало предписание воеводе Андрею Немеровскому, чтобы его, в пусте тогда состоящего, восстановить в прежних обычаях, утвердить и возвратить окружные ему его владения [привилегия дана сему монастырю 1523 года 12 марта на прошение Мисаила Щербины, строителя и первого по восстановлении игумена сего монастыря, который с сего времени от щедрот боголюбивых дателей начал приобретать свои поместья. Хотя около 1651 года претерпевал от литовских войск и потом от изменнических гетманов Виговского и Тетери разорения, а в 1665 году и совершенно пожаром истреблен, однако щедростию запорожских войск, дознавших усердие его к ним в продолжении Хмельницкого войны, был скоро в лучшее устроение приведен и за претерпение свое пожалован поместьями вышгородскими от оного гетмана. Запорожцы толикое усердие к сему уединенному монастырю имели, что в 1680 году от 4 октября данными от себя листом обещались быть со всею Сечью своею прихожанами ею и как для священнослужения, так и для отправления других треб единственно отсюда заимствовать иеромонахов, почему сей монастырь и назывался от них войсковым, что видно из разных гетманских универсалов на новые или на утверждение прежних имений, сему монастырю даваемых].