Обычный рейс по особой зоне
Н. Бакланов, А. Иллеш
Специальные корреспонденты «Известий» Николай Бакланов, Андрей Иллеш передают нз района Чернобыльской АЭС (Киев – Чернобыль – Припять).
Небольшой городок Чернобыль ныне значится в путевых листах водителей из многих краев и республик. День и ночь идут сюда колонны машин с бетоном, техникой, с архисрочными грузами. Все это предназначено для ликвидации последствий аварии. Обеспечить им «зеленый свет», безопасность на дорогах – задача сотрудников ГАИ. Сегодия у них особые нагрузки и испытания.
Обстановка на чернобыльском направлении меняется быстро: еще несколько дней назад мы, выезжая из Киева, беспрепятственно миновали контрольно-пропускной пункт ГАИ.
Теперь же трассу перегородили бело-красные «заборчики». Оставлены только узкие щели – как раз для одной машины.
У КП – проверка пропусков. Среди автомобилей, выстроившихся в очередь, не видно ни одного с «частными» номерами.
– Движение для любого транспорта, не связанного с работами на станции, на этом направлении теперь полностью закрыто, – говорит, повернувшись к нам с переднего сиденья патрульной машины сотрудник управления ГАИ МВД УССР В.Корниюк. Его майорские погоны скрыты под темно-синей робой, на ногах – кеды. Это в общем-то нехитрая, но достаточно надежная «личная» защита в районах минимальной радиации.
Трое суток провел Корниюк на одном из самых сложных участков дороги – на границе тридцатикилометровой зоны, где осуществляется особо тщательный контроль за прибывающим и выезжающим транспортом. Ненадолго вернулся в Киев, а теперь на правах ветерана сопровождает корреспондентов в этой поездке.
– Трудно приходится инспекторам, – рассказывает майор, пока наша «канарейка» наматывает на колеса ленту шоссе. – Только от выхлопных газов голова кругом идет. А тут еще и радиация – машины ведь тащат на колесах не просто безобидную грязь… За всем надо следить.
В этом мы убедились, прибыв на КП номер 7. Он центральный, у самого въезда в зону. Здесь дозиметристы обследуют каждый автомобиль. Вот одну из бетономешалок инспектор ГАИ отправляет назад на ПУСО – пункт санитарной обработки. Водитель убеждает: «Был я там уже!» Показывает отметку в путевом листе. Но инспектор непреклонен: «Придется мойку повторить».
– Случается, по пути водитель съедет на обочину и тут же «уровень зараженности» машины повышается – ведь радиоактивные частицы переносятся вместе с пылью, – кивает в сторону разворачивающейся назад бетономешалки начальник КПП старший лейтенант милиции В.Гаркуша. – Дороги, понятно, постоянно поливают. И уровень радиации на покрытии обычно в 2-4 раза ниже, чем на обочине. И туда соваться не след! Вот бы через газету еще раз напомнить: шоферы, будьте предельно внимательны. Не отклоняйтесь от трассы!..
Что ж, выполняем просьбу. Безусловно, от пунктуальности водителей в немалой степени зависит чистота вокруг 30-километровой зоны. Закон – из зоны «грязь» не выпускать – должен срабатывать постоянно.
Говорить об этих, казадось бы, очевидных вещах нужно еще и потому, что, как показала практика, не все еще понимают иеобходимость разумной осторожности. Даже в тридцатикилометровой зоне. После первых дней, а то и часов пребывания здесь отсутствие видимой опасности заставляет некоторых «расслабиться». И вот уже видишь присевшего отдохнуть на травке у обочины (естественно, зараженной) солдата, регулировщика, стоящего посреди дороги с болтающимся на шее респиратором…
– Нам приходится постоянно разъяснять опасность, – говорит заместитель секретаря парткома МВД УССР подполковник Е.Тихоненко. Он тоже здесь – у КП. – Еще и еще раз говорить о коварстве радиации. О том, что двойной похвалы заслуживают те, кто и долг свой самоотверженно выполняет, и здоровье понапрасну не подвергает риску.
В том, что порядок в зоне становится все более продуманным, строгим, мы убедились и на таком примере. Раньше на дорогах здесь торчали наспех сколоченные указатели, на которых от руки были (в объяснимой спешке) начертаны наименования объектов. Теперь ситуация изменилась – вдоль шоссе установлены знаки, срочно изготовленные строительно-монтажным эксплуатационным управлением УВД Киевского горисполкома.
Операцию по их установке тоже можно внести в список, пусть внешне и не очень эффектных, но по сути героических дел. Слово одному из ее участников – капитану милиции В.Каракаю:
– Сложность заключалась, в частности, в том, что действовали мы на участках, непосредственно связанных с ликвидацией последствий аварии. Необходимо было установить знаки, запрещающие въезд в опасные места, обозначить новые маршруты движения. Не надо объяснять, как мы спешили, но все же пробыли неподалеку от реактора часа четыре…
Всего капитан Каракай вместе с товарищами установил на дорогах внутри зоны две с половиной тысячи (!) знаков. Теперь «ориентироваться» здесь просто, водители получили максимум необходимой информации.
С нами в машину садится В.Туниченко – он исполнял в последние дни обязанности начальника ГАИ тридцатикилометровой зоны. Рядом устроился его преемник – капитан В.Таран.
– Проработать здесь до того, как сменят, тебе предстоит 10 дней, – уточняет «позицию» Туниченко, пока наша машина объезжает посты ГАИ. – Постарайся правильно распределить силы – это важно. По себе знаю… И, помолчав, добавил: – Они тебе понадобятся: спать, случается, ложишься в три ночи. А в пять утра – подъем. Бывало, впрочем, и до кровати не добирался – прямо в машине засыпал.
Капитан Таран, слушая коллегу, хотел было обогнать колонну машин. По обочине. Майор остановил его:
– Стоп! Здесь, – видишь, пыльно. Значит, может быть повышена радиация. А вон и знак. Он – для всех.
– Кстати, – продолжает он делиться таким вроде простым, но добытым с риском опытом, – из-за пыли не советую открывать «ветрячки» и окна. Хоть и жарко в машине, но лучше потерпеть…
Много подобных инструкций дал ветеран зоны новичку. Пройдет несколько дней, и тот в свою очередь передаст их сменщику, прибавив и свои наблюдения. Так рождается опыт.
Короткое интервью – как итог поездки в зону – мы взяли в Киеве.
– «Известия» уже подробно рассказывали о героических действиях пожарных, работников милиции в первые часы после аварии, – говорит заместитель министра внутренних дел Украинской ССР генерал-майор В.Пицюра. – Ныне задачи, стоящие перед подразделениями нашего министерства, изменились. Мы должны обеспечивать порядок в тридцатикилометровой зоне, сохранность имущества граждан, исключить задержку необходимых грузов на дорогах. Работы эти длительные. К примеру, предстоит подключить оставленные дома и квартиры к охранной сигнализации. Эта работа, впрочем, как и другие, потребует немало времени и сил.
– Пользуясь случаем, – продолжает генерал, – хочу успокоить эвакуированных людей – их жилье под контролем и сейчас. За все время в зоне «объявился» лишь один воришка. Он почти сразу был задержан. Как выяснилось, он пробирался в дома в поисках… спиртного.
Больше никаких преступлений – говорю об этом со всей определенностью – в тридцатикилометровой зоне не было совершено. Вообще, нужно сказать, что беда сплотила людей, сделала их более дисциплинированными. На дорогах – особенно тех, по которым идут грузы на Чернобыль, – резко сократилось количество дорожно-транспортных происшествий, а в зоне не зарегистрировано ни одной аварии. Конечно, в этом заслуга и работников ГАИ, осуществляющих усиленный контроль за движением транспорта, и самих водителей, работающих в эти дни с чувством максимальной ответственности за бесперебойную доставку грузов. Подтянулись люди и в других районах Киевской области – меньше стало нарушений, и, что очень важно, их практически нет в тех местах, куда переселены эвакуированные из 30-километровой зоны.
Что касается слухов о том, что кто-то пытается «прорваться» в Чернобыль для того, чтобы взять вещи из своих квартир, то это именно слухи. Не более! Таких случаев нет. Те же, кто по долгу службы возвращается в райцентр – здесь ведь и сегодня работает много местных жителей, – естественно, живут в своих собственных домах.
Словом, работы у вас много. Поэтому мы отправляем в зону лучших наших людей, хорошо зарекомендовавших себя на службе.
…А какие люди работают в особой зоне, мы убедились сами. Уже вечером, перед выездом из зоны, в полевой бане, что развернута в палатках под кронами сосен, обратили внимание на большой шрам на спине у старшины – водителя нашей патрульной машины. Эту отметину, едва не ставшую роковой, оставили Андрею Шейко опасные преступники, в задержании которых он участвовал. Позже, разговорив молчаливого инспектора, узнали, что на подобные схватки с бандитами ему «везет» – не раз приходилось догонять и вооруженных угонщиков машин. Оказывался он один и сразу против нескольких преступников…
Дороги к Чернобылю… Тут мы встречались со многими людьми, носящими под темно-синей защитной робой милицейскую форму. Все они – спокойны. Уверенно, четко делают дело. Общее для ученых и рабочих, хозяйственных руководителей и медиков, для всех, у кого место службы нынче – Чернобыльская АЭС.
Сегодня новые приметы в облике 30-километровой зоны бросаются в глаза, хотя «детали» эти – сами по себе не броски. Кто, скажем, в первые дни после аварии обращал столь пристальное внимание на те же обочины дорог? Или думал о подключении всех домов к электронному «сторожу»? Все мысли, все заботы и силы тогда сосредоточились на четвертом реакторе. Справиться с ним, а там…
Вот и пришло оно, обычное время для необычной – особой – зоны. Будни. Но они, не будем этого забывать, все-таки аварийные. И бдительность, разумная осторожность должны править всеми делами.
Известия, 1986 г., 29.05, № 149 (21591).