Возвращаемся в Киев
Корреспонденты ТАСС В.Жуковский, В.Иткин, Л.Черненко сообщают специально для «Советской России»
[Від такого ж чую]
Рона Брэнсон, преподавательница английского языка факультета романо-германской филологии Киевского государственного университета, проявив завидную настойчивость, возвратилась из Москвы в столицу Украины и приступила к чтению лекций. В этом вузе, где обучаются свыше двух тысяч иностранных студентов, она сразу же зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Студенты охотно посещают лекции выпускницы шотландского университета, уважают за глубокие знавия, умение увлечь предметом.
В начале мая по настоянию посольства Великобритании она выехала из Киева. Но еще до этого ей позвонил корреспондент английской газеты «Таймс», задавал ей всякие «наводящие» вопросы, после чего это солидное издание поместило сообщение о том, что в Киеве царит хаос, а больницы переполнены жертвами катастрофы. Принципиальный человек, она, естественно, возмутилась и тут же направила в ТАСС опровержение. Неоднократно звонила декану своего факультета, просила не верить этому вранью. Уверяла, что хочет поскорее вернуться к своим студентам, которых искренне полюбила. И на своем настояла.
– Три недели мне пришлось отсутствовать на занятиях, и я очень рада своему возвращению в Киев, – заявила Рона. – То, что приписала мне «Таймс», – сплошная выдумка. Все там поставлено с ног на голову. Комната, где я живу, действительно выходит окнами на медицинское учреждение. Но это – роддом, который почему-то превратился в больницу. А люди, которых я постоянно вижу там с цветами и тортами, по воле досужих авторов оказались «жертвами катастрофы».
По-иному повел себя в этой, прямо скажем, непростой ситуации преподаватель французского языка Марк Вайнштейн. Он не только распространял среди студентов небылицы вокруг аварии на АЭС, но и «советовал» им, в том числе и коллеге из Великобритании, поскорее покинуть Киев, и сам сделал это одним из первых. Поведение француза многих возмутило. Если этот гражданин, заявляли студенты, не возвратится в столицу Украины, то они нисколько об этом не пожалеют.
– Хочу сразу же подчеркнуть, что практически никто из иностранных студентов не оставил занятий по собственной воле, – сказал проректор по международным связям, доцент Леонид Васильевич Губерский. – Выехали только те немногие, кого принудили официальные власти ряда зарубежных стран.
– Киев – один из крупнейших вузовских центров нашей страны, в котором готовятся национальные кадры и для зарубежных стран, – сказал в беседе с корреспондентами ТАСС министр высшего и среднего специального образования УССР В.Д.Пархоменко. – В дружной студенческой семье Киева обучаются около восьми тысяч иностранных граждан из 125 стран мира. Весна – страдная для них пора: сессии, практика, подготовка к трудовому семестру и летнему отдыху, отъезд домой в связи с окончанием учебы. Учеба в общих академических группах, общественно-политические и культурные мероприятия, которые проводятся по единому плану, формируют студенческую семью как дружный интернациональный коллектив. Это особенно наглядно подтвердилось в дни, когда стало известно об аварии на АЭС. Реакция иностранных юношей и девушек была однозначной: случившееся – беда общая. Никто из них не злорадствовал, все переживали за нас, выражали сочувствие. Я был бы неправ, если бы сказал, что иностранные студенты совсем не проявляли тревоги о своем будущем. Это была естественная реакция на внезапно нагрянувшее несчастье. Однако подчеркну, что больше тревожились их родные и близкие. Бурную деятельность развернули и некоторые посольства, забросав наши вузы телеграммами с требованиями немедленно покинуть Киев. Как известно, из около восьми тысяч зарубежных студентов выехали лишь 250 человек. 190 из них вернулись. В том, что какая-то часть пока не прибыла на учебу, есть разные причины, скажем, такая, как забастовка на транспорте в одной из капиталистических стран, и т.п.
В нашем крупнейшем вузе – Политехническом институте из 639 иностранных граждан пока отсутствуют на лекциях лишь два человека.
С разоблачениями разнузданной клеветнической кампании, развязанной буржуазной пропагандой, выступили в прессе студенты киевских вузов Мунтасер абу Зейд (Иордания), Сами Абади (Израиль), Додис Иоанна (Греция), Роли Сигест (Бурунди) и другие.
По инициативе иностранных учащихся на предприятиях города начали работать студенческие отряды, сформированные из землячеств социалистических стран, Афганистана, Нигерии, НДРЙ, Панамы, Мали, Гвинеи-Бисау, Замбии.
Эту корреспонденцию хочется закончить беседой с Сихо Ямомото из Японии. Сихо учится в Институте культуры. В Москву она выехала по настоятельному требованию посольства. Хотя мое отсутствие было кратковременным, сказала девушка, я успела соскучиться по Киеву. Мне очень нравится этот город, с которым за два года учебы сроднилась.
О случившемся на Чернобыльской АЭС, продолжала Сихо, я узнала в первые дни аварии. Весть эта, безусловно, встревожила каждого, но паники не было. Занятия в институте продолжались, и вообще – жизнь в городе шла по обычному руслу. Работали театры, музеи, библиотеки. Все чувствовали себя нормально. Обо всем этом я сообщила родителям, и они посоветовали мне продолжать учебу. В Москве я прошла полное медицинское обследование. И вот я снова в Киеве, который остался таким же красивым, каким был и раньше.
Заявления и поступки абсолютного большинства иностранных студентов, обучающихся в вузах Киева,- убедительное свидетельство полного провала инспирированной реакционными кругами Запада кампании наветов и оголтелого антисоветизма. Но правда – сильнее лжи. Правда всегда побеждает.
Советская Россия, 1986 г., 29.05, № 125 (9076).
Інша редакція цього тексту – «Не верим злонамеренной лжи» під 28.05.1986 р.