Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Путь – к безопасности

В.Иванов. Доктор физико-математических наук, профессор, председатель секции «Радиационная безопасность» научного совета ГКНТ и ВЦСПС. Б.Пахомов. Доктор философских наук, профессор

Чернобыльская АЭС: комментарий ученых

Научно-технический прогресс создает небывалые ранее возможности повышения жизненного уровня людей, развития культуры, решения глобальных проблем человечества. И в то же время с ним связаны непростые пробяемы.

С одной стороны, создание новых материалов, технологических процессов, средств контроля, применение средств электроники и автоматики, компьютеризация дают возможность существенно повысить безопасность эксплуатации любых технических устройств. С другой – растущее изобилие технических средств большой сложности, а также большой мощности создает определенную степень риска. «Цена» даже единичной аварии резко возрастает. Что касается военного применения достижений научно-технического прогресса, то опасность угрожает уже самому существованию цивилизации на Земле. Автоматизация ракетных комплексов и тем более разрабатываемых в США средств космического базирования создает угрозу ядерной катастрофы в результате технической неполадки в системах управления.

Авария реактора Чернобыльской АЭС ярко высветила значимость проблемы безопасности не только в практическом, но и в принципиально-методологическом плане. И если справедливо говорится, например, о необходимости распространения компьютерной грамотности, то не в меньшей мере ощущается сегодня недостаток знаний у широких кругов населения относительно исходных принципов решения проблемы безопасности технических устройств. Этим обстоятельством преднамеренно воспользовалась западная пропаганда, раздувая клеветнические домыслы о случившемся в Чернобыле, пытаясь создать у народов своих стран враждебное отношение к СССР, сорвать принятие решений по выдвинутым нами предложениям о запрещении ядерного, космического, химического оружия, сокращении обычных вооружений.

Использование достижений атомной физики во многих областях народного хозяйства стало неотъемлемой частью технического прогресса. Вместе с тем ядерная техника и технология, как и любая другая, требует продуманных мер безопасности.

Когда были пущены первые ядерные реакторы и быстрыми темпами начала развиваться атомная индустрия, существенно возросло число лиц, профессионально связанных с ионизирующими излучениями. Противорадиационная защита работников атомной промышленности и всего населения стала самостоятельной областью исследовалий, которой интенсивно занимаются специалисты. В эту работу вовлечены физики, медики, биологи, химики, математики.

Ядерный реактор любой конструкции в процессе эксплуатации является источником излучения, а также нарабатывает большое количество продуктов распада ядерного топлива. Обладая высокой радиоактивностью, эти отходы потенциально опасны для окружающий среды и человека. Обеспечение безопасности при эксплуатации ядерных реакторов – это особая научная и техническая задача.

Под действием излучения в живых организмах происходят сложные биохимические процессы, приводящие в конечном итоге к тем изменениям, которые называют радиационными эффектами. Они в одних случаях могут рассматриваться как полезные, в других – как вредные и даже опасные. К полезным эффектам относится, например, разрушение раковой опухоли при лучевой терапии.

Радиационный эффект, в общем, пропорционален количеству поглощенной живой тканью энергии излучения. Отнесенная к единице массы вещества, эта энергия и есть доза облучения, которая выступает как мера воздействия излучения на живой организм, как мера опасности, если это воздействие неблагоприятное. Реакция биологических тканей и организма в целом на облучение определяется не только величиной дозы, но и временем, ее распределением в пределах организма по органам и тканям, составом ионизирующего излучения и пр.

В качестве единицы дозы в настоящее время принята величина, называемая «грэй». Один грэй равен одному джоулю поглощенной энергии на один килограмм вещества. Для рентгеновского и гамма-излучений применяется также единица «рентген». Не вдаваясь в тонкости научного характера, укажем, что 1 грэй для живой ткани приблизительно соответствует 100 рентгенам.

Все живое на Земле находится и всегда находилось под воздействием облучения. Это так называемый фон радиации, у которого две составляющие: естественный фон и порожденный технической деятельностыо человека – техногенный фон. Естественный фон обусловлен космическим излучением и природными радиоактивными веществами, содержащимися в земле, воле, воздухе, во всей биосфере. От естественного фона каждый человек, живущий на Земле, получает за один год дозу, равную примерно 100 миллирентгенам, что составляет около 0.01 миллирентгена в час.

Неблагоприятные последствия облучения могут возникать в двух неодинаковых ситуациях: в результате кратковременного высокоинтенсивного облучения и в результате относительно длительного облучения малыми дозами. Острое облучение возникает при авариях. Так было при аварии на Чернобыльской АЭС, когда часть персонала, находившегося в момент аварии на самой станции, пожарные, боровшиеся с огнем, оказались в зоне острого облучения. В результате у некоторых проявилась лучевая болезнь, в том числе и в тяжелой форме. Аварийное острое облучение ограничено в пространстве, так как уровень интенсивности излучения быстро уменьшается с удалением от источника.

При облучении малыми дозами возникают эффекты, проявляющиеся лишь у небольшой части людей по законам теории вероятностей. Вероятностные (назовем их так) эффекты – это отдаленные последствия облучеияя, имеющие случайную природу. Их тяжесть не зависит от дозы, с увеличением дозы растет лишь вероятность их проявления. Установленные законодательно нормы радиационной безопасности таковы, что при их соблюдении совершенно исключены проявления лучевой болезни, а риск вероятностных эффектов настолько мал, что он практически неуловим.

Воздействие малых доз на живой организм, как уже говорилось, имеет вероятностный характер. Это означает, что возможные радиационные эффекты проявляются случайным образом и могут быть обнаружены лишь статистическими методами при облучении больших групп людей. Даже естественный радиационный фон создает определенную, не равную нулю вероятность проявления отдаленных неблагоприятных последствий. Тем не менее мы говорим о практически полной его безопасности. Как это понимать?

Вероятность заболевания лейкемией в реаультате воздействия естественного фова излучения оценивается примерно одним случаем на миллион человек в год. Превышение естественного фона, например, в десять раз дает величину риска – десять случаев заболеваний на миллион человек в год. В то же время при средней продолжительности жизни в 70 лет в расчете на один миллион человек от всех причин ежегодно умирает примерно 14 тысяч человек. Так вот, можно считать, что в гибели одного из 14 тысяч умерших за год виноват естественный радиационный фон. Намного опаснее для человека, например, курение. Оценки на основе многочисленных наблюдений указывают, что риск смерти от болезней, провоцируемых курением (в их числе рак легких), составляет 500 случаев в год на 1 миллион курящих. Следовательно, курение в десять раз опаснее, чем превышение естественного радиационного фона в 50 раз.

В свете сказанного понятно, что меры, применяемые в условиях превышения в некоторых районах Украины и Белоруссии естественного фона в результате аварии направлены на снижение вероятностных эффектов риска [1]. Уменьшение времени пребывания на открытом воздухе, очистка одежды, обуви, помещений от пыли, осмотрительное использование тех или иных продуктов питания, прием некоторых препаратов – все эти меры ограничивают именно вероятностный механизм воздействия небольших уровней радиации на человека, то есть уменьшают степень риска, приближают к уровню обычного крайне малого риска естественного фона.

Оценивая степень безопасности атомной энергетики, укажем, что обычные электростанции примерно в 100 раз сильнее, чем атомные, загрязняют окружающую среду вредными выбросами, в том числе и радиоактивными. (Разумеется, речь тут идет не об аварийных ситуациях). Дело в том, что в угле содержится радиоактивный изотоп углерода, который выбрасывается с дымом [2]. Замена электростанций на угле атомными электростанциями не только улучшает чистоту воздушного бассейна, во и уменьшает радиоактивное загрязнение.

Риск, возникающий пря обычной нормальной работе, следует отличать от риска, связанного с возможностью аварий. Научно-технический прогресс и развитие культуры в целом создают совместным влиянием богатые возможности существенного повышения безопасности технических устройств. Тем не менее есть определенная тенденция повышения той «цены», которую платит общество даже за единичные случаи аварий, что видно на примере Чернобыля.

Научный подход к обеспечению безопасности от аварий также должен базироваться на трезвой оценке степени риска. Авария того типа, которая произошла в Бхопале (Индия) на предприятии транснациональной корпорации «Юнион карбайд», ярко высветила своекорыстный подход к проблеме технической безопасности в мире капитала: экономические выгоды достаются одним, риск от аварий несут другие. Наиболее ярким и наиболее опасным примером такого рода тенденции является развертываемая империализмом гонка вооружений – прибыли для монополий грозят обернуться массовой гибелью людей, уничтожением материальных и духовных ценностей.

Социалистическое общество развивает новую технику во имя человека. Этим определяются и критерии допустимого риска: риск, связанный с использованием новой техники или технологии, обязательно должен быть меньше, чем риск, создававшийся старой техникой или технологией. Лишь в этом случае научно-технический прогресс обеспечивает не только растущую интенсификацию производства, но и неуклонно возрастающую степень безопасности человека.

Правда, 1986 г., 27.08, № 239 (24861).

[1] Наші брехуни свідомо плутають природний фон (який не залежить від аварій) і штучне аварійне підвищення рівня опромінення.

[2] Не радіоактивний вуглець, а частки урану, похованого у вугіллі, створюють ці викиди.