Вклады имущества в церкви
Фомин П.
Московские государи XVII в. с благочестивым усердием одаряли ценными приношениями слободско-украинские святыни и монастыри. Так, напр. высоким благотворителем древнего соборного Балаклейского храма был царский дом Петра Великого. По описи 1823 года к царским дарам в Балаклейском Успенском Соборе принадлежат:
а) Евангелие малого формата, печатанное по повелению Вел. Государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 1685 г.;
б) Священническая риза золото-серебряной парчи с шитым по бархату оплечьем, на котором изображены Спаситель и Апостолы и которое украшено жемчугом;
в) таковые же воздухи с вышитыми серафимами и
г) колокол с следующею надписью: 191 (1683) г. Июля 9 по указу Великих Государей из разряду вестовой колокол, веса 10 пуд, послан в Балаклею.
По свидетельству описи Евангелие и риза подарены Петром Великим «во время путешествия» из Азова через Изюм и Балаклею в Полтаву. Этот же Великий Государь имел благоговейное усердие к прославленной тогда в нашем крае Чудотворной Каплуновской иконе Божией Матери. Отправляясь к Полтаве, он взял с собою и эту святыню, которая оставалась при нем в армии до совершенного окончания войны с Карлом XII. Возвращая св. икону в Каплуновскую церковь, он украсил ее сребро-вызлащенною шатою с драгоценными камнями, а для сохранного доставления ее на место он вложил ее в сребровызлащенный ковчег. В Каплуновском храме имеется еще, как памятник благочестивого усердия Петра Великого к местной святыне. Евангелие, им пожертвованное в сребровызлащенной оправе и с надписью:
«1705 года Февраля в 25 день по Указу Великого Государя построено сие святое Евангелие Ингерманландской Канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в село Каплуновки в церковь Преосв. Богородицы, весом серебра пятнадцать фунтов двадцать четыре золотника, а на позолоту тридцать пять червонцев».
Мы имеем свидетельство, что московские государи XVII в. одаряли слободско-украинские монастыри не только священными предметами, но и орудиями защиты от неприятельских нашествий. Так, в описанной книге Змиевского Никольского Казацкого монастыря 1702 года сказано:
«а на колокольне государева жалованья колокол, а в нем весу десяти пуд да два колокола малых в полтора пуда да подле тех проезжих ворот великого государя жалованье – пушка железная на станку к ней 30 ядер, зелья пушечного 8 п., свинцу 3 п., другая пушка турецкая небольшая государева жалованья…» [Д.И. Багалей. Материалы, т. I. стр. 274-275.].
Кроме царских жалований в наш край в XVII веке во множестве приносились разнообразные церковно-богослужебные предметы царскими служилыми людьми и поселяемыми здесь великороссийскими посадскими и крестьянами. Отправляясь сюда на станичную службу и для образования новых, а также привозили из Московских областей дары для новоустроенных здесь храмов. Несмотря на многочисленные пожары и опустошения великороссийских поселений и первых городов, когда гибли св. храмы и святыни частных лиц, тем не менее дошло до нас не мало церковных памятников от XVII в. московского мастерства.
Здесь на первом месте мы должны поставить многочисленные родовые иконы с изображениями в их рамах святых, имена коих носили главы семейств. Он – шаблонной московской работы этого века, но для своего времени совершенно типичные, явно носящие на себе господствовавший тогда иконный московский стиль. Чрезвычайно были распространены также иконы, как особенно любимые, с изображением в середине Воскресения Христова, а кругом всех двунадесятых праздников. Из святынь домашнего и личного обихода дошло до нас множество складней путевого типа и «тельников» с разнообразными священными изображениями. Все они московского мастерства: больших размеров для употребления в путешествиях – из дерева и реже из меди, тельники же – миниатюрных размеров в большинстве в синей эмали. Московские люди слободско-украинских поселений любили снабжать свои храмы богослужебными книгами и особенно Св. Евангелиями московской печати, из коих не мало сохранилось до настоящего времени. Наконец, ценными и типичными памятниками московского благочестия являлись в наших древних храмах св. кресты престольные и молебные.
Усердие московских служилых людей к своим храма простиралось до того, что драгоценные фамильные реликвии – царские пожалования – после своей смерти передавали в храмы. Едва ли не самым замечательным памятником этого рода является серебряный ковш XVII в., пожалованный Царем Федором Алексеевичем арзамасцу Ивану Елисееву Сальникову «за службу царю головою», и им переданный потом в церковь села Старого, Сумского уезда. Этот ковш больших размеров имеет вид длинной широкополой ладьи с дугообразной ручкой, на дне которой государственный герб, а на носу ладьи изящно сделанная голова воина в шлеме; снаружи кругом ковша густою искусною вязью сделана надпись: «Божиею Милостию Государь и Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея Великие и Малые и Белые Руссии и Самодержец… арзамасец Иван Елисеев Сальников пожалован сим ковшом за службу и за прибор что был головою» [Епарх. Ц. – арх. Музей, № 379.].