Введение
Харишин М. В.
За последние двадцать лет Украина пережила грандиозные события в своей истории. Мы были свидетелями и участниками национальной революции 1990-1991 годов, «Бархатной» революции и масштабных общественных акций на рубеже 2000-х годов, возвышенной Оранжевой революции 2004 года и драматичной Революции Достоинства 2013-2014 годов, которая ценой жизни Украинских Героев теперь уже, наверное, навсегда освободила сознание украинского общества от комплексов «вечного братства» со своим восточным соседом.
Последние годы были обозначены особенно активной деятельностью российских структур в Украине, в том числе Русской православной церкви, непосредственно патриарха Московского Кирилла (Гундяева), а также пятой колонны, засевшей в рядах Украинской православной церкви Московского патриархата. Цель одна – оторвать взоры украинцев от общего европейского дома, навечно закрепить Украину и сознание ее граждан в границах так называемого «Русского мира».
В свое время еще М.Драгоманов писал, что плакать за прошлым и желать вернуть его всегда является бесполезным делом, но «оглядываться назад надо, чтобы не ошибиться снова, как когда-то ошибались». [1] Вполне вероятно, что события в Украине могли быть менее трагичны, если бы вовремя были решены актуальные вопросы государственного строительства, включая очень чувствительный и чрезвычайно важный церковный вопрос. Во многом, отсутствие необходимых знаний о церковном развитии в Украине, истории Украинской церкви и, что особенно важно, истории взаимоотношений между украинской и российской православными церквями позволяет антиукраинским силам и ныне манипулировать сознанием обычных, прежде всего верующих украинцев.
Как и четверть века назад, на современном этапе развития Украинского государства исключительно важным является переосмысление многих проблем отечественной истории, которые еще в недавнем прошлом поддавались фальсификации или же вообще замалчивались. Среди них вопросы, связанные с историей Украинской православной церкви, включая и ее переломный средневековый период, требуют особого изучения.
С обретением Украиной своей независимости в нашем государстве начался сложный процесс возрождения национальной церкви. В результате, в стране появилось несколько официально зарегистрированных церквей восточного обряда вероисповедания. Все они не без основания рассматривают себя прямыми правопреемниками церкви, основанной еще апостолом Андреем Первозванным.
На сегодняшний день в нашем государстве функционируют: Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую возглавляет патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (Денисенко); Украинская православная церковь во главе с митрополитом Киевским и всей Украины Онуфрием (Березовским), которая на правах автономии входит в состав Московского патриархата; Украинская автокефальная православная церковь; а в оккупированном Россией украинском Крыму теперь уже и Русская православная церковь, непосредственно подчиненная патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Рядом с ними в стране успешно функционирует Украинская греко-католическая церковь во главе с Верховным архиепископом Святославом (Шевчуком), твердо придерживающаяся традиционной для Украины восточной обрядности. Наличие такого количества церквей влечет нередко сложные межконфессиональные отношения в украинском обществе, вызывает определенную напряженность в общественной жизни страны. Несмотря на значительное количество литературы, остается актуальным правдивое изучение истории православия в Украине, которое помогло бы выяснить причины нынешнего раскола, содействовало достижению межконфессионального согласия и сотрудничества во имя Украины и ее народа, а в перспективе объединению всех православных веток в единую Поместную Украинскую православную церковь.
Особенно, на наш взгляд, ощущается нехватка научной и научно-популярной литературы отечественных исследователей на русском языке, которым пользуется определенная часть населения, в частности в таких регионах Украины, как Крым и Донбасс. Собственно, это и побудило автора к новому изданию представленной читателю работы.
Решение актуальных для нынешнего украинского общества проблем церковной и общественной жизни должно, безусловно, опираться на предыдущий опыт. Уроки прошлого, даже очень далекого, должны служить предостережением от возможных ошибок для нынешних политических и духовных лидеров страны. Анализ документов и исследований аналитического характера дают основание утверждать, что присущая в нынешнее время обществу определенная разрозненность по конфессиональным, политическим и иным признакам является прямым следствием драматических событий в Украине во второй половине XVI – XVII веков. Региональные различия, усиленные в ХХ веке безвозвратными потерями этнических украинцев вследствие двух мировых войн, двух навязанных извне гражданских войн, трех инициированных большевистской Россией и самозабвенно «внедренных в жизнь» ее сатрапами в Украине голодоморов, и, наконец, заселение (в основном из российских регионов) «освободившихся» территорий «высококвалифицированными специалистами», сопровождавшееся усиленной русификацией местного населения, в совокупности с нынешней коррупцией – этой глубоко проникшей в украинское общество раковой опухолью, – в итоге снова поставили молодое Украинское государство на грань выживания.
Изучение и освещение исторического отрезка, обозначенного второй половиной XVI – XVII веков, собственно и обусловили хронологические рамки исследования. В узком понимании они охватывают период с 1569 года (Люблинская уния) до 1686 года (акт передачи Константинополем Киевской митрополии Московскому патриарху). Однако, с целью более глубокого выявления предпосылок и последствий для украинского православия, вызванных конкретными историческими событиями, в работе использованы материалы в более широких рамках (например, церковной секуляризации на Левобережье Украины и третьего раздела Речи Посполитой).
Объектом исследования является Киевская митрополия. Охватывая почти все украинские земли, она фактически представляла обособленную, самостоятельную национальную церковь на православном Востоке. От начала своего основания до середины 80-х годов XVII века митрополия канонически подлежала власти Константинопольского патриарха. На практике эта зависимость была скорее номинальной, чем реальной. Патриарх только благословлял и рукополагал на Киевскую митрополичью кафедру того кандидата, которого рекомендовали или присылали из Украины. Сам Киевский митрополит был наделен полномочиями, которые равнялись с правами главы отдельной церкви.
Фактическую автокефалию Украинской православной церкви узаконил по существу и Константинопольский патриарх. Грамоты к Киевскому митрополиту он отправлял лишь с оловянной печатью, как к главам автокефальных церквей. К обычным митрополитам патриаршие послания были скреплены печатью восковой.
Устоявшийся порядок функционирования Украинской православной церкви был нарушен во второй половине XVI века. Именно тогда, на наш взгляд, в православной жизни Украины, неразрывно связанной с общей историей ее народа, произошли важные процессы, которые привели в конечном итоге к изменению канонического статуса Киевской митрополии и её переходу в состав Московского патриархата.
Подчинение Украинской православной церкви Московскому патриархату проходит красной нитью через всю работу и представляет ее главный предмет. В книге широко представлена деятельность государственных, политических, церковных деятелей, в определенной степени имевших отношение к проблемам Киевской митрополии. Автор пытался раскрыть роль народа в борьбе за сохранение православия в Украине, показать его понимание и видение путей выхода из сложной ситуации, в которой оказалась Отчизна и Церковь.
В работе широко использованы архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве, в Институте рукописей Центральной научной библиотеки имени В.А.Вернадского и касающиеся деятельности Киевской митрополии в исследуемый период. Автор использовал также документы, изданные в разное время в Киеве, Санкт-Петербурге, Казани и в других городах Украины и России, освещающих в основном деятельность московских патриархов в контексте подчинения Киевской митрополии своей власти, а также их роль в истории Украинской церкви в первые годы ее подчиненности Московскому патриархату.
В предлагаемой читателю книге также широко представлены работы известных исследователей второй половины XIX века, таких как В.Эйнгорн, Ф.Терновский, С.Голубев, Ф.Титов и многих других ученых. В своих трудах они рассматривали определенные аспекты многогранной церковной жизни не только в Украине, но и по всей Российской империи. Этих ученых объединяла позиция, из которой рассматривалась Киевская митрополия, а именно как часть Русской православной церкви, которая, по их мнению, на определенном историческом отрезке была оторвана от Москвы. Поэтому присоединение митрополии к Московской патриархии и последовавшие вслед за этим изменения были, на их взгляд, вполне естественными и необходимыми.
События, связанные с освещением прошлого Киевской митрополии, рассматривал в своих трудах выдающийся украинский ученый и политический деятель М.Грушевский. Будучи главным представителем народнического направления в отечественной историографии, он особенное внимание уделял изучению культурного наследия украинского народа. «Когда теряется государство, но существует этнос со всеми его факторами экономического, культурного, национального развоя, -утверждал ученый, – государственность народа может быть возвращена; когда же погибают факторы этнического существования, – погибает нация, а вследствие этого становится невозможной и национальное государство». [2] Без сомнения, М.Грушевский в ряде главных факторов этнического существования украинской нации видел православие.
Изучением истории Украинской православной церкви занимался целый ряд украинских историков диаспоры, в частности О.Лотоцкий, И.Власовский, И.Огиенко (митрополит Илларион) и многие другие. Однако, научные работы почти всех зарубежных украинских ученых характеризуются одним существенным недостатком – отсутствием широкой документальной базы, основанной на архивных материалах. Свои исследования и выводы они строили, как правило, исходя из имеющейся литературы, включая и документальную.
В советской исторической науке эта проблема рассматривалась достаточно тенденциозно и однобоко, исключительно в интересах Русской православной церкви. Само понятие – Украинская православная церковь – было изъято из научного употребления и надолго забыто. Примером может послужить один из последних коллективных трудов советских ученых – «Русское православие: вехи истории», изданное в Москве в 1989 году. [3] Исключением разве что могут служить глубокие научные разведки И.Крипякевича, известного украинского историка, исследователя Освободительной войны под руководством гетмана Богдана Хмельницкого.
С обретением Украиной независимости, Киев и Львов восстановили свою значимость в качестве основных центров отечественной церковной историографии. [4] Появилась целая плеяда молодых ученых и, соответственно, непредвзятых научных исследований по истории церкви. Однако, в большинстве своем они изданы на украинском языке и тем самым в некоторой степени ограничивают, на наш взгляд, круг читателей как в Украине, так и в России, а также в Беларуси и Молдове, национальные церкви которых входят в состав Московского патриархата. [5]
Рассматривая данный вопрос, не надо забывать и тот факт, что московские цари и Российское государство в целом воспринимались многими православными в рассматриваемый нами исторический период как опекуны, защитники вселенского православия. Именно они в глазах православных должны были защитить их веру не только на Востоке от турок, но и на Западе от «латинян». Особенно выразительно это проявилось после падения православной Византийской империи и Константинополя (1453 год).
Отсюда становится очевидным, что необходимость всестороннего переосмысления и освещения проблемы подчинения Украинской православной церкви Московскому патриархату не потеряла своей актуальности и по сей день. Собственно выяснению, какие предыдущие события и каким образом подготовили подчинение Киевской митрополии Московской патриархии, при каких обстоятельствах и как это присоединение состоялось, кто и какую при этом занимал позицию и предназначена предлагаемая читателю работа. Не претендуя на абсолютную истину, мы попытаемся изложить причины и сам процесс подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату, не обвиняя при этом никого в том, что данный акт состоялся. [6]
При написании работы автор исходил из метода историзма, определяющими постулатами которого являются: прошлое познается выяснением того, как «собственно все это происходило» (Леопольд фон Ранке, прусский историограф); [7] восстановление исторических событий возможно на основе научно-критического анализа источников (что не зафиксировано в документе – то для истории не существует). Данный метод в сочетании с проблемно-хронологическим позволяет выяснить – как и когда происходили события и ответить на вопрос – почему они происходили именно так, а не иначе, изложить материал в последовательной и логически завершенной форме.
В основе книги лежит монография «Історія підпорядкування Української православної церкви», [8] изданная автором в 1995 году. Работа существенно дополнена результатами исследований молдавских и румынских ученых, особенно при освещении деятельности Киевского митрополита Петра Могилы и гетмана Украины Богдана Хмельницкого. Использованы также относящиеся к расматриваемому периоду авторские материалы, изложенные в книге «Російське самодержавство та Київська митрополича кафедра або як Українська православна церква позбулася автокефалії», [9] изданной в 1999 году в соавторстве с В.Мордвинцевым, профессором Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, другие исследования украинских и зарубежных ученых.
Принимая во внимание то, что при подготовке данного издания был допущен своего рода «двойной» перевод используемых документов и, отсюда, могут иметь место случаи их несоответствия буквальному переводу, автор просит учесть, что сам смысл этих документов полностью сохранен. При необходимости читатель может воспользоваться ссылками, поданными в конце книжки, и найти нужный документ в оригинале. [10]
Кроме того, автор просит также обратить внимание на использование в роботе давних слов, в частности: «руСкий», «русы», «русины», «Русь», как первоназвание украинцев и их родины (то есть «украинский», «украинец», «Украина»); «руССкий», «московитянин», «великороссы» как определение русского (московского) народа и жителей России в целом; «унит» – греко-католик; «дезунит» – православный и другие.
Автор выражает особую признательность всем небезучастным за появление этой книги людям. Автор также надеется, что с Божьей помощью она найдет своих новых читателей и поможет им самостоятельно определить свою позицию в сложном переплете межконфессиональных отношений в нашей стране.
Примечания
1. Ріпецький С. Михайло Драгоманов в опінії визначних українських громадян. – Нью-Йорк, Детройт, 1967. – С.31.
2. Грушевський М. Історія української літератури: в 6-ти т., 9 кн. – Т.1. К.,1993. – С.13.
3. Русское православие: вехи истории. Под ред. Клибанова А. – М., 1989. – 720 с.
4. Более подробно историография Украинской церкви XVI-XVII веков автором подана в «Історії дослідження Української церкви кінця XVI-XVII століть» // См.: Харишин М., Мордвінцев В. Російське самодержавство та Київська митрополича кафедра або як Українська православна церква позбулася автокефалії. – К., 1999.- с.5-30; См. Также: Ластовський В. Історія православної церкви в Україні наприкінці XVII – у XVIII ст.: історіографічні аспекти. К., 2006. – С.79-80.
5. Более подробную историографию Украинской церкви XVII-XVIII веков см.: Ластовський В. Історія православної церкви в Україні наприкінці XVII – у XVIII ст.: історіографічні аспекти. К., 2006. – 278 с.
6. В частности, архиепископ Алексий в своем выступлении на Первом Всеукраинском Церковном Соборе так объяснил причини переподчинения: «Вначале акт насилия, своеволия царской власти, потом упрямая борьба украинского духовенства и мирян, и наконец купленное за деньги согласие Константинопольского патриарха, которым было дано этому факту видимость правового характера». См.: Архиепископ Алексий (Дородницын). Историческая справка о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. – К., 1917. – С.15.
7. Цит.: Степанков В. Українська держава у середині XVII століття: проблеми становлення й боротьби за незалежність (1648-1657). // Автореферат на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук. – К., 1993. – С.19.
8. Харишин М. Історія підпорядкування Української православної церкви Московському патріархату. – К., 1995. – 176 с.
9. Харишин М., Мордвінцев В. Російське самодержавство та Київська митрополича кафедра або як Українська православна церква позбулася автокефалії. – К., 1999.- 333 с.
10. Изданная в кризисном 1995 году «Історія підпорядкування Української православної церкви Московському патріархату» насыщена целым рядом грамматических, фактических и посылочных ошибок. Даже отчество автора в исходных данных о монографии искажено (подано «Олександрович» вместо «Володимирович»).