5. Реставрационные работы
конца XVII – XIX вв.
Каргер М.К.
В середине XVII в. борьба за освобождение от польского владычества приняла характер широкого национально-освободительного движения, возглавленного Богданом Хмельницким. Бурные события непосредственно касались судьбы Киева. Город не раз переходил из рук в руки.
Хотя в 1654 г. произошло официальное воссоединение Украины с Московским государством, обостренная борьба на Украине не ослабевала вплоть до самого конца XVII в. Оппозиция была очень сильна, к ней, в частности, примыкало крупное украинское духовенство. В первом томе настоящего исследования, в главе, посвященной истории крепостных сооружений Киева, мы подробно останавливались на политике киевского митрополита Сильвестра Коссова по отношению к мероприятиям московского правительства. В этой обстановке о продолжении восстановительных работ, прекратившихся после смерти Петра Могилы, не могло быть и речи.
Правда, какие-то незначительные работы по восстановлению велись в Софийском соборе и в эту пору; об этом свидетельствует челобитная местоблюстителя Киевской митрополии Мефодия царю Алексею Михайловичу от 28 июля 1666 г., в которой он просит милостыни «на церковное строение св. Софии», причем речь идет не только о «золоте и серебре сусальном для построения икон», но и «о извести в Брянском уезде, чтобы в св.Софию отдать и стругами спустить в Киев» [П.Г.Лебединцев. О св. Софии Киевской, стр. 73].
Окончательное восстановление Софии произошло лишь в последнем десятилетии XVII в. и было закончено около 1706 г. [В 1706 г. митрополит Варлаам Ясинский свидетельствовал, что «по милости его царского величества и призрением патронским реиментарским ясновельможного его милости пана гетмана и кавалера [Івана Мазепи] обитель свято Софийская есть значне обновлена в своем украшении» (КЕВ, 1870, стр. 651)]
Объем восстановительных работ, потребных для приведения Софийского собора в законченный вид, был, по-видимому, очень значителен. Об этом свидетельствует любопытная смета, сохранившаяся в делах Архива Министерства иностранных дел [Переписка по поводу ее составления была обстоятельно изучена С.Т.Голубевым: К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, январь, стр. 109-117].
В 1688 г. киевский митрополит Гедеон просил у московских царей Иоанна и Петра разрешения «разобрать и разобравши перевести… на починку соборной церкви Софии» руины двух киевских церквей – Василия и Екатерины, которые стояли, но словам просителя, «обветшавши и пусты». Разрешения на разборку церквей Гедеон не получил. Киевскому воеводе Ивану Васильевичу Бутурлину «с товарищи» было предписано из Москвы описать означенные обветшавшие церкви Василия и Екатерины и «учинить сметную роспись, [с. 114] сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь» [там же, стр. 110-111].
Составленная вскоре «сметная роспись» представляет большой интерес для изучения строительной истории Софии. Вот что сообщил Бутурлин в Москву:
«А по мере Софейские церкве доведетца починить и вновь зделать обетшалых и разваленых мест против прежняго основания двух сторон, в пределах по два свода, на одной стороне в длину 30 сажен, а поперег один свод 3 сажени, другой 4 сажени, а в вышину до сводов две стены починить вверх по 3 сажени с полусаженью.
В другом пределе своды в длину 9 сажен с полусаженью, поперег один свод 3 сажени, в другом 4 сажени, да на всходе над хорными дверми, да на пределе святых четыредесят мучеников сделать 2 главы заново против прежняго основания, и стены изнутри и с наружных сторон во многих местах обвалилися.
Да у той же Святософейской церкви против предела прежняго основания зделать башню з беседою, а на те своды, и на главы, и на починку стен, и на башню з беседою, буде вышепомянутые церкви (церковь Василия и церковь Екатерины, – М.К.) разобрать, к старому кирпичю (по этой же смете «в обетшавших каменных церквах св. Василия и св. великомученицы Екатерины кирпичу целого и ломанного выберетца 60 тысяч», – М.К.) надобно вновь в прибавку 250 000 кирпичю зженого, 900 бочек извести, да на связи 500 пуд железа, да 300 брусов дубовых по 4 сажени, да к дверям на крюки и на завесы и к окнам на решетки и на гвоздья на крышу церковной кровли 100 пуд железа, да на своды и к окнам на закрепки аршинных и 3 четвертных 1000 камней белых» [ЦГАДА, фонд Архива Министерства иностранных дел, дела Малороссийского приказа, св. 94; цит. по: С.Т.Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви…, стр. 116, прим. 2].
Реставрация, проведенная митрополитом Варлаамом Ясинским и гетманом Мазепой согласно указу и при содействии Петра I, придала Софийскому собору тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. Над боковыми галереями были возведены вторые этажи, для чего арочные проемы галерей были предварительно заложены или превращены в окна. Фасады надстроенных этажей были расчленены парными полуколонками, а окна украшены наличниками в стиле московского зодчества XVII в. Над вторыми этажами наружных галерей были сделаны новые граненые купола. В связи с заменой древних посводных перекрытий высокой крышей на деревянных стропилах многие древние купола оказались под крышей, некоторые целиком, другие отчасти. Над башнями возведены новые купола. Все новые и три древних купола получили грушевидные граненые главы. Над западным и восточным фасадами появились вычурной формы фронтоны, декорированные лепкой.
Если восточный фасад собора в основном сохранил свои древние черты, получив лишь незначительное декоративное убранство, если северный и южный фасады храма в результате надстройки галерей, закрывших древние фасады, [с. 115] и закладки арочных проемов внизу, получили уже достаточно значительные изменения, то западный фасад храма, восстановленный в значительной мере из руин, приобрел типичные черты украинской архитектуры конца XVII в. не только в результате появления здесь тех или иных черт декоративной обработки.
Как выглядел восстановленный в конце XVII – начале XVIII в. западный фасад Софии, позволяет судить изображение собора на тезисе Дамиана Галаховского, гравированном в 1739 г. Григорием Левицким (рис. 25) [Д.А.Ровинский. Материалы для русской иконографии, I. СПб., 1884, № 32. В.Сичинский (В.Січинський. Архитектура в стародруках. Львів, 1925, табл. XVII, рис. 14), опубликовавший это изображение Софии, ошибочно принимал его за изображение Успенского собора Печерской лавры]. На этой гравюре западный фасад Софии изображен до того, как он подвергся некоторым дополнительным изменениям при Рафаиле Заборовском (40-е годы XVIII в.), что можно установить, сравнивая гравюру Г.Левицкого с рисунками художника Д.Иванова 1810 г. в альбоме К.М.Бороздина и с гравюрой, опубликованной Е.Болховитиновым [Описание Киево-Софийского собора. Киев, 1826].
Западный фасад, благодаря тому, что средняя, рухнувшая в начале XVII в., часть его не была восстановлена, получил новое композиционное решение, характерное для ряда памятников киевского зодчества конца XVII в. Средняя часть, несколько отступающая вглубь от красной линии фасада, увенчанная пышным вычурным фронтоном с лепкой и прорезанная в верхней части большим окном в форме квадрифолия, фланкируется по сторонам двумя выступами древних башен и примыкающих к ним частей древней галереи, с надстроенными над ними вторыми этажами. Угловые членения этих выступов завершаются малыми, симметрично поставленными фронтонами. Центральный портал был обрамлен большим количеством лепных украшений (рис. 25).
Сильно изменился и внутренний вид храма. Древние мозаичные полы собора были закрыты новым полом из фигурных плиток; уровень пола был незначительно поднят. Древние фрески, уже не отвечавшие новым художественным вкусам, были варварски забелены. Вскоре на стенах собора начала появляться новая живопись.
В 40-х годах XVIII в. при митрополите Рафаиле Заборовском Софийский собор подвергся новой реставрации, в известной степени коснувшейся внешнего облика храма и весьма сильно изменившей его интерьер. В это время был значительно поднят уровень пола в соборе, сооружен новый деревянный резной иконостас, заново перестроен и декорирован поливными изразцами синтрон в среднем алтаре. При Рафаиле Заборовском территория Софийского монастыря была застроена новыми каменными зданиями, составляющими в основном сохранившийся доныне архитектурный ансамбль Софийского заповедника В это время были выстроены колокольня, трапезная церковь («Теплая София»), митрополичий дом, братский корпус, софийская «бурса», каменная ограда [с. 116] с роскошно декорированными въездными воротами (так называемая «брама Заборовского»).
В течение второй половины XVIII и первой половины XIX в. крупных реставрационных работ в соборе, по-видимому, не велось. За это время у южной и северной стен собора появились грузные контрфорсы – очевидно, надстройка боковых галерей повлекла за собой расползание древних пристроек собора.
С 1843 по 1853 г. в соборе развернулись большие реставрационные работы под руководством Ф.Г.Солнцева, коснувшиеся в основном внутреннего облика памятника. Открытые тогда древние фрески были грубо переписаны и искажены. Тогда же в соборе был настлан новый чугунный пол.
В 1873 г. у северо-западного угла собора были пристроены еще два контрфорса. Западный фасад собора, созданный при реставрации собора конца XVII- начала XVIII в., просуществовал до 1882 г., когда в проеме между боковыми выступами была выстроена в «ложновизантийском» стиле одноэтажная паперть, вместо барочного фронтона появилась фальшивая «закомара», [с. 117] а окно в форме квадрифолия заменено огромным пролетом с полуциркульным верхом [[П.Г.Лебединцев]. Восстановление древней паперти Киево-Софийского собора. КС, т. III, Киев, 1882, август, Изв. и зам., стр. 389-390].
В конце 80-х годов XIX в. при частичном понижении кровли были открыты оконные проемы в малых куполах [Газетные известия (за лето и осень 1889 г.). ЗРАО (нов. сер.), т. IV, вып. 3-4, СПб., 1890, стр. 458].
В таком сильно искаженном виде Софийский собор дошел до нашего времени.