1019 г.
Берлинский М. Ф.
Сии обстоятельства понудили Ярослава расположив жить лучше город и к старому прибавить с юго-западной и южной стороны новое пространство, которое оградил стеною и укреплениями. На главных сего нового вала воротах, называемых и поныне Золотых [сии первые ворота обиты были медными вызолоченными досками, которые половецкий князь Боняк выломал и увез с собою. Укрепление сего города уже последовало в 1031 году после победы над печенегами], зрящих к юго-западу, построил каменную Благовещения пресвятой Богородицы церковь [М.Берлинський датує побудову нової лінії київських укріплень («Город Ярослава») 1017 р., а закладку Софії Київської – 1037. Насправді було навпаки: Софію закладено 1017 р., а «Город Ярослава» – 1037]. [с. 39]
На другой год Святополк с союзником своим воздвиг на Ярослава всю польскую силу и, поразив его на реке Буге, принудил удалиться в Новгород.
Беззаконная душа не могла питать и для политики к Болеславу самонужнейшего качества благодарности, ибо за некоторые частные воинские шалости приказал обывателям на квартирах стоящих поляков, толико за него подвизавшихся, убивать. Болеслав должен был тогда изменить своему великодушию. Разграбил сей великий и многолюдный город [Еггард [Титмар Мерзебурзький. Він писав зі слів учасника походу Болеслава Хороброго на Київ у 1018 р.], живший около 1018 года, пишет, что в сем великом городе находится более трех сот церквей и бывает 8 торжищ, народ же бесчисленный], похитил все княжеские и церковные сокровища, увез з собою двух его сестер и знатнейших чиновников склонил ехать за собою в Польшу. Сверх того за сие вероломство присоединил Червленские города (Галицию) к польской короне.
Между тем Ярослав с новгородскими и варяжскими войсками приближался к Киеву. Тогда оставленный Болеславом и подданными Святополк думал еще защититься печенегами, но на месте убиения блаженного Бориса на реке Алте близ Переяславля был в кровопролитном сражении побежден. Откуда бежал, никим же гонимый, до самых богемских границ, где наконец умер бедственным образом, Победитель Ярослав I по вступлении вторично на великокняжеский престол первое старание имел: воздать долг памяти пострадавшим братьям Глебу и Борису, коих гробы с пристойным благолепием поставлены были в Вышгородской церкви св.Василия. Когда же сия погорела по нескольких годах, а мощи святых остались под спудом невредимы, то Ярослав на имя их соорудил там же каменную церковь, которая при внесении в оную мощей святых была митрополитом киевским Иларионом освящена [остаточне перенесення останків Бориса і Гліба до спеціально збудованого храму-усипальниці у Вишгороді відбулося 1115 р.].
Сей государь восстановил честь и славу российского оружия, особливо победами над печенегами, Литвою и Польшею, от которой по смерти Болеслава Храброго возвратил [1034] Червленские города и Перемышль.
Наибольшее помешательство в его правлении учинил Мстислав Владимирович, князь тмутараканский [в 1793 году на острове Фанагории найденный камень с надписью открыл истину, что Тмутаракань город находился на том острову против Керчи], который, победив его, принудил уступить ему лучшую часть княжества, то есть все южные страны России и восточную часть от Днепра, оставляя его обладателем только западных стран, северных и Новгорода. Братняя любовь скоро примирила сих толико враждовавших князей и Ярослав по-прежнему пере[с. 40]вел свою резиденцию в Киев, когда Мстислав между тем имел пребывание в Чернигове, по смерти же сего последнего Ярослав I по-прежнему учинился самодержцем всей России.
Печенеги, пользуясь в одно время отсутствием князя, не только громили без пощады его земли, но и самая столица была от них в опасности и, конечно, не избежала бы своего разорения, ежели бы Ярослав не ускорил с помощию, пришедши нечаянно лодками по Днепру, чем не только разрушил все их намерения, но и разбил совершенно у самой градской стены внутри нового града на кровопролитнейшем побоище, лишив их всех приобретений и добыч. На сем месте поражения, воздая всю славу щастия своего премудрому божию провидению, заложил [1036] огромную каменную церковь Божия премудрости (св.Софии) [см. ниже местное описание Киева, стр. 240] наподобие константинопольской, но только по меньшему размеру.
Трудолюбивый князь, пользуясь в прочем внешним спокойствием, старался о населении и распространении града. Тогда-то Киев достиг наибольшего своего могущества. Многие церкви и монастыри были заложены, между которыми церковь св.Георгия у Златых врат и при ней мужеский монастырь, в то же время в соседстве сего устроена церковь св.Ирины [церковь деревянная великомученицы Ирины еще основана св.Ольгою. См. мест. опис. Киева, стр. 241] с девичьим, как можно заключить, монастырем.
Ревнуя о распространении просвещенного благочестия, повелел умножить училища и перевести многие духовные греческие книги на славянский язык для общего употребления, воспитание же юношества поручено было просвещенным монахам и священникам, нарочно для того определенным.
С того времени учение и вежливость в Киеве всегда преуспевали, что продолжалось до нашествия татарского, так что сей город от других российских преимущественно сим отличался.