1072 г.
Берлинский М. Ф.
На месте пятиверхой обветшалой или погорелой построенной Ярославом в Вышгороде церкви Изяслав соорудил великолепнейшую новую одноверхую, и в присутствии тогда братьев его перенесены были торжественно мощи с. мучеников, где они и пребывали до построения новой каменной во время Владимира Мономаха [Четь Минея июля 24 дня]. Впрочем Вышгород всегда составлял удельное поместье сыновей великого князя.
Продолжавшаяся дружба между князьями была прерываема единственно от предприятий Святослава, черниговского князя, который на свою сторону разными представлениями склонил и переясловского Всеволода Ярославича. Почему Изяслав, не смея противиться [1073] их соединенным силам, удалился к Болеславу, но ради браней тогда с венгерским н богемским королем ни его, ни польских магнатов не мог склонить для получения от них помощи.
Император немецкий Генрих IV за ссорами с Бонефацием римским папою [Григорієм VII] также не мог, кроме великолепного посольства к Святославу, действительной ему дать помощи.
Сам оный римский папа сыну Изяславлю, бывшему нарочно для поклонения в Риме и старавшемуся там в пользу родителя, издал грамоту, повелевающую властию от римского престола наследить ему по смерти отца российский престол [Ярополку-Петру Ізяславичу Григорій VII надав дві були; одна з них була адресована польському королю Болеславу Сміливому і містила рекомендацію щодо допомоги Ізяславу; друга – самому Ізяславу і повідомляла про затвердження його сина Ярополка великим князем Русі]. Но более, кажется, имело действия, нежели сия страивая грамота, то, что папа всегда побуждал Болеслава принять во уважение Изяславли обстоятельства. Напротив того и Святослав Ярославнч с своей стороны, предубеждая благосклонностью Болеслава, посылал ему войски в помощь против Богемии. [с. 45]