Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1039 г.

Берлинский М. Ф.

Спустя два года вторичное последовало освещение Десятинной церкви тем же преосвященным и украшение новопривезенными из Царяграда иконами [версія про повторне освячення Десятинної церкви досить поширена і в сучасній літературі, але навряд чи відповідає істині. Радше йдеться про нову Богородичну церкву – одну з трьох, збудованих Ярославом Мудрим (крім Софії). Рештки всіх трьох будівель достовірно фіксовані археологічно]. Сие конечно было следствием около того времени вторжения неприятельского в город. Странное в истории сего князя видится происшествие, когда он вздумал кости своих предшественников Ярополка и древлянского князя Олега помирить с Христовою церковью, велел, окрестив их, перенести в Десятинную церковь [Ярополк і Олег, імовірно, були хрещені зразу ж після народження турботою Ольги та Святославової дружини (угорської принцеси-християнки). Отже, перенесення їх останків до православного храму цілком нормальний акт].

Ссора частных людей в Константинополе была причиною новой войны с греками, и особливо долголетней ссоры между двух християнских государей. Для сего самого Ярослав против обыкновения, минуя патриарха греческого, повелел епископам русским по смерти Феопемпта избрать в [1051] митрополиты некоторого мужа благочестивого Илариона пресвитера бывшего на Берестове, который во время своего тамо пребывания часто хаживал на уединение для молитвы на ближнюю лесную гору, где выкопал маленькую себе о двух сажень пещерку, в которую после поселился преподобный Антоний.

В последних годах царствования великого Владимира некоторый уроженец города Любеча именем Антоний ради посещения святых мест странствовал в Палестине и по монастырям святой Афонской горы. В сем последнем месте, в одном из монастырей принял [1017] иноческий чин. По возвращении своем в Киев паче прочиих полюбилось ему Берестовое село, из которого в скором времени, любя уединение, переселился в вышеупомянутую Иларионову пещеру [см. Печерский патерик, житие ев Антония [«Житіє Антонія» (засновника Печорського монастиря) поза сумнівом існувало (виїмки з нього дійшли до нас у складі пізніших пам'яток), але в цілому залишається невідомим. У складі Києво-Печерського патерика воно відсутнє]]. Скоро распространившийся слух о его святости сделал имя Антониево и при дворе известным, а собравшаяся к нему братия числом 12 соделали оную пещеру попространнее со внутреннею церковью. Сим образом положено основание Дальним нынешним пещерам и Печерскому монастырю [см. Патерик или краткое описание Киево-Печерской лавры, печатанное в ее типографии 1795 года].