Все мы одна семья
А.Готовчиц, корреспондент газеты «Советская Белоруссия». Гомельская область
Образ жизни – советский
Жители белорусских сел оказывают помощь тем, кто временно переселен из 30-километровой зоны Чернобыльской АЭС.
От небольшой белорусской деревеньки Кулажино [1] рукой подать до тихой полноводной Припяти. А там, на другом берегу, украинский поселок Припять и Чернобыльская АЭС. Немало кулажинцев, как, впрочем, и выходцев из других окрестных сел, долгие годы работали там. И когда на электростанции стряслась беда, она болью отозвалась в белорусских селах.
Чтобы не рисковать здоровьем людей, государственная комиссия постановила отселить всех жителей из 30-километровой зоны, непосредственно прилегающей к атомной электростанции. В этой зоне оказалось и Кулажино.
Так более ста пятидесяти ее жителей оказались в лесном селе Петрицкое [2]. На вторые сутки после переселения приехал в это село и я. Заглянул в дом Г.Запойковой. Она пенсионерка, в прошлом участница партизанского движения.
– Я так понимаю, – говорит Галина Давыдовна, принявшая под свой кров троих переселенцев, – чужой беды не бывает и быть не может. Все мы – одна советская семья, тем и сильны. Не будь у нас этой силы – разве смогли бы одолеть трудности? И в нынешнем несчастье надо помогать друг другу.
Хозяйка и переселенцы сидели за одним столом. Они только что управились с посадкой картофеля и теперь обедали. Помощь в обработке приусадебных участков оказывают своим хозяевам и все другие кулажинцы.
– Люди к нам с душой отнеслись, – рассказывает ветеран войны Н.Иваненко. – Вот мы и стараемся хоть чем-нибудь им помочь. Да и как не помочь, если я, например, только переступил порог, а хозяин дома А.Крус повел показывать свои подсобки: «Здесь картошка, там крупа, молоко…»
В течение полутора суток вдвое увеличилось население не только здешнего села, но и многих других деревень Брагинского района, лежащих вне опасной зоны. После рабочего дня необычно оживлены улицы в Микуличах и Углах, Комонове и Рудне-Журавлевой, Шкуратах и Теклинове [3]. Возвращаются с работы и местные жители, и те, кого они дружески приняли под свой кров.
Дело нашлось для всех. В колхозе «Парижская коммуна» приезжие работают на переборке и посадке картофеля, в мастерских на ремонте техники. Нашлась работа для электриков и плотников. В летних лагерях доят свои же группы коров, вывезенные из белорусского колхоза «Червона Украина», операторы М.Водницкая, В.Максименко, Т.Бондарь.
Райпотребсоюз позаботился о том, чтобы в магазины завезли в нужном количестве хлеб, мясные и молочные консервы, масло, овощи, соки. Хозяйства выделили картофель, все эвакуированные получили постельные принадлежности, при необходимости – одежду и обувь. Оказана им и денежная помощь.
В деревне Углы развернул работу прибывший из Заселья медпункт. Фельдшер М.Ефименко раздает жителям необходимые медикаменты, консультирует по вопросам санитарной гигиены. Прибывшая бригада медиков тщательно обследует людей, находившихся некоторое время в районе 30-километровой зоны. Повсеместно действуют пункты дозиметрического контроля. Срочно перестроилась на режим двухсменной работы школьная столовая. Плотники соорудили передвижные душевые. Постоянно топятся колхозные бани. Все делается для того, чтобы люди могли соблюсти требования гигиены и санитарии.
В эти дни особенно рельефно проявились лучшие черты советских людей: их коллективизм, товарищество, отзывчивость. В квартире председателя колхоза имени Энгельса Брагинского района Н.Шапитько живут несколько семей из совхоза «Посудово». Марию Ивановну Смоленец и ее 13 детей приютила пенсионерка А.Ходосок. В деревне Шкураты зашел в дом электросварщика В.Панасевича. Он с женой воспитывает восьмерых детей. Казалось бы, где тут поместиться приезжим. Но нет, Владимир Иванович принял к себе в дом супругов пенсионеров Шпетных из села Гдень [4]. Узнав о беде, десятки людей приходили к конторам колхозов и совхозов, предлагая свою помощь.
– Жизнь в области, – дополняет увиденное председатель Гомельского облисполкома А.Граховский, – течет своим чередом. Дают продукцию промышленные предприятия. С еще большей отдачей работают на полях и фермах сельские труженики. В общий трудовой ритм включились на новых местах эвакуированные жители. Каждый понимает: в беде он не останется.
В областном центре органы здравоохранения обследовали 25 тысяч горожан, и ни у кого не обнаружили даже малейшего отклонения в здоровье из-за случившегося. В области повсеместно организован дозиметрический контроль за воздухом, питьевой водой, продуктами питания. Так что любые случайности исключены.
Труд, 1986 г., 20.05, № 107 (19864).
[1] Кулажин – 20 км на північний схід від ЧАЕС.
[2] В тому-таки Брагинському районі, 14 км на північний схід від Брагина.
[3] Села на північ від Брагина.
[4] 16 км на північний схід від ЧАЕС. Пізніше село бузо реевакуйоване, нині заселене («Переселенцы вернулись» під 17.01.1987 р.).