Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Море, город и… водопровод

В.Никипелов. Спец.корр.«Правды Украины». Страхолесье – Киев

Репортаж о работе служб дозиметрического контроля воды

– Какова сейчас обстановка на Киевском водохранилище? – переспросил меня главный государственный санитарный врач Днепровского бассейна А.А.Коваль. – Приезжайте к нам завтра часикам к восьми утра, сможете съездить туда и все увидеть своими глазами.

Закончен инструктаж работников санэпидстанции, отправляющихся на Киевское море. Одни едут туда за очередными пробами воды, другие сменят своих товарищей на судне-лаборатории «Академик Марзеев». А мы в ожидании машины неторопливо беседуем в уютном кабинете главврача.

– Киевское водохранилище вплотную примыкает к тридцатикилометровой зоне, – говорит Александр Александрович. – Напомню, что площадь этого рукотворного моря превышает 920 квадратных километров, объем составляет более 3.7 кубических километров. Не опасно ли в сложившихся после аварии на Чернобыльской АЭС условиях использовать его воду для питья? Этот вопрос, понятно, интересует сегодня не только специалистов и ученых. Все данные исследований неизменно показывают, что качество воды – в допустимых нормах, не опасных для здоровья людей. И тем не менее ежедневно от причалов Киевского речного вокзала в сторону водохранилища отходит специально выделенная для этой цели быстроходная «ракета» с нашими работниками на борту – вода требует особого, буквально ежечасного контроля.

Погрузив на теплоход «Зірка» ящики с массивными зелеными бутылками (в них будут наливаться пробы), стоматологическое кресло, бормашину и другое оборудование – нам предстоит по пути подбросить в село Страхолесье медицинский «десант», – берем курс на север. Через минут пятнадцать подходим к плотине Киевской ГЭС, шлюзуемся. Мой спутник, заведующий санитарно-контрольным отделом В.Г.Сапожников, показывает на карте точки отбора проб.

Производятся они в строго определенное время в одних и тех же местах на фарватере водохранилища, а также в устьях Ирпеня, Тетерева, Припяти. Первая остановка у буя номер шесть. Следующая – на двадцать километров выше по течению. Летит за борт пробозаборник, а через пару минут его содержимое переливается в бутылки. На них приклеивают этикетки, на которых указано время и место отбора проб.

Пользуясь паузой, поднимаюсь в капитанскую рубку и знакомлюсь с ее хозяином В.С.Дударем. Он плавает на «Зірке» более двадцати лет. Первый рейс к Чернобылю Виталий Степанович сделал еще 5 мая. С тех пор бывал там неоднократно: доставлял из Киева технику и специалистов, перевозил из Страхолесья в Чернобыльский порт и обратно рабочие смены.

– Насколько веселее стало работать в последнее время, – замечает капитан. – В первые дни после аварии водохранилище буквально опустело, теперь же с каждым днем все больше судов, везущих бетон, различные грузы, теплоходов с рабочими, учеными… А вон вдалеке и «Академик Марзеев», дрейфующий здесь с 14 мая.

Минут через пять мы уже стоим с ним борт о борт, и я наблюдаю, как врач-гигиенист И.Г.Лисовой опускает в воду металлический контейнер с датчиками, списывает с табло показания приборов, затем производит несложные подсчеты – все в норме! Такие экспресс-анализы производятся регулярно через час круглые сутки.

…В Страхолесье помогаем нашим попутчикам выгрузить на дебаркадер медицинскую технику. А нас уже поторапливают по радио: «Зірка», я – «Вега», привез смену из Чернобыля, давайте побыстрее…».

Конечная точка нашего путешествия – буй номер 64. Им обозначено место впадения в водохранилище реки Припять. Неподалеку у границы тридцатикилометровой зоны прямо на воде расположился кордон транспортной милиции. Взята последняя проба, мы устремляемся вниз к плотине, где в 13 часов нас будет ожидать машина.

Помогаю помощнику эпидемиолога Саше Чуприне разместить в «уазике» сумки с бутылками и банками. Машина энергично трогается вперед – пробы надо к сроку завезти на анализы в Институт ядерных исследований АН УССР и Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены Минздрава УССР. Оттуда результаты исследований будут незамедлительно доставлены в Министерство здравоохранения республики.

Всего же за день по городу проверяется 100 проб воды. Кроме этого, ее контроль производится на Каневском, Кременчугском и Каховском водохранилищах. И за все время не было зарегистрировано ни одного случая превышения норм ее качества, установленных Минздравом СССР. В настоящее время учеными АН УССР разработана система мониторинга – постоянного наблюдения и прогнозирования состояния воды. В Минздраве республики создан круглосуточно действующий штаб, в поле зрения которого находятся все вопросы, связанные с качеством воды во всех водоемах Киевской, Житомирской, Черниговской, Черкасской и других областей республики. Особое внимание к точке круглосуточного контроля – лаборатории на «Академике Марзееве», имеющем прямую связь со штабом.

Обо всем этом мне рассказала руководитель группы воды главного санэпидуправления Минздрава УССР Ольга Александровна Бобылева, несущая все эти дни со своими товарищами нелегкую, напряженную вахту. Все усилия направлены на то, чтобы в наши краны не попала вода с повышенным уровнем радиоактивности.

– Последние две недели, – подводит черту руководитель штаба, главный государственный санитарный врач республики, заместитель министра Анатолий Михайлович Касьяненко, – вода в районе Киевского водохранилища имеет устойчивую тенденцию к улучшению: сказывается та огромная работа, которая постоянно проводится в районе аварии на Чернобыльской АЭС. Это подтверждается самой широкой гаммой исследований.

Как вы сами могли убедиться, контроль за состоянием воды ведется по всей территории строжайший и скрупулезный. Принятые меры практически полностью гарантируют ее безопасность. И все же мы стремимся предусмотреть даже самые невероятные варианты. На каждый такой случай разработан комплекс мер, предусматривающих, в частности, более широкое использование деснянской воды и артезианских источников. Мы не боимся показаться перестраховщиками. Ведь вода – это наше ничем не измеримое и незаменимое богатство. Она требует к себе особого внимания и отношения.

Правда Украины, 1986 г., 6.06, № 128 (13398).

Одразу видно, що тут люди справді працюють, а не випускають героїзаторський туман, і кореспондет описує цю реальну роботу ясно, чітко і по-діловому, а не по-генеральськи.