Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Киев – Чернобылю

«Прошу направить меня в Чернобыль. Хочу вместе со всеми советскими людьми участвовать в ликвидации последствий аварии на атомной станции…». Сотни такого рода писем и телеграмм поступают ныне в партийные, советские и общественные организации столицы Украины. Они – свидетельства самых высоких проявлений гражданственности советских людей, их неиссякаемого патриотизма.

С подобной просьбой уже в первые дни аварии обратился в партийную организацию «Киевметростроя» коммунист В.Билько, заявивший, что готов направить свои силы и знания на борьбу с вышедшим из-под контроля атомом. Виктор Иванович – бригадир комсомольско-молодежного коллектива проходчиков тоннельного отряда. Его опыт проходки стволов и подземных штреков весьма пригодился в районе поврежденного блока.

Первым всегда труднее. Первые четырнадцать метростроевцев во главе с В.Билько, прибыв в опасную зону, приступили к работам. В те часы и дни думали лишь о своем долге, понимали, что от них многое зависит. Сменяя друг друга, дни и ночи трудились проходчики.

– Киевские метростроевцы действительно отличились, – сказал в беседе с корреспондентом РАТАУ первый секретарь Киевского горкома партии Ю.Н.Ельченко. – Чернобыльская беда болью отозвалась в сердцах киевлян, как и всех советских людей. К тому же эта беда оказалась совсем рядом. И коснулась она трудовых коллективов, с которыми у нас установились прочные связи. В самые первые часы борьбы на станцию прибыли сотрудники управления пожарной охраны УВД горисполкома. На помощь потерпевшим выехали киевские машины скорой помощи с врачами-добровольцами. Оперативно действовали отряды киевской милиции и во время эвакуации жителей городка атомщиков – Припяти. Около тысячи автобусов повели по дорогам Киевщины водители автотранспортных предприятий города.

Нет возможности назвать имена всех, кто, восприняв чужую беду, как свою, поспешил в район аварии, сделал возможное и даже, казалось бы, невозможное для спасения людей. Таков уж характер советского человека: в буднях он вроде бы обычный, но в час испытаний проявляет удивительные выдержку, самообладание, мужество. В своем выступлении по советскому телевидению Михаил Сергеевич Горбачев сказал: «…Люди действовали и продолжают действовать, прямо скажу, героически, самоотверженно». Это – и о киевлянах.

– Вся страна помогает ликвидировать последствия аварии на АЭС. Каков вклад в это киевлян?

– С первых часов 26 апреля до сегодняшнего дня столица республики ни на минуту не рвала своей кровной связи с Чернобылем. Сегодня, пожалуй, нет в Киеве трудового коллектива, который не стремился бы внести свой вклад в дело ликвидации аварии. Всей стране известна продукция киевских станкостроителей. Сейчас усилия этого коллектива направлены на выпуск продукции высшего мирового уровня. Срочные заказы Чернобыльской АЭС станкостроители выполняют без ущерба для основного плана, поддерживают необходимый напряженный ритм. Мне рассказали о том, как в День Победы работал ветеран войны и труда, коммунист Иван Борисович Сероштанов. Ушел от станка лишь после того, как его цех обеспечил инструментом все заводские подразделения, работающие над заказами Чернобыля. Только в мае киевские станкостроители выполнили заказы для АЭС на сумму около полумиллиона рублей.

Когда возникла необходимость изготовить на машиностроительных предприятиях города специальные захваты для сбрасывания грузов с вертолета, причем сделать это надо было в выходные и праздничные дни, то люди сутками и, хочу подчеркнуть, сугубо добровольно не уходили с завода. Работали до тех пор, пока заказ не был выполнен полностью. Все делалось с заметным сокращением и без того сжатых сроков.

«Срочно!», «Для Чернобыля!». Изделия с такими пометками можно увидеть на многих киевских предприятиях. Над изготовлением необходимого оборудования ударно трудятся рабочие и инженеры заводов «Ленинская кузница», имени Лепсе, «Красный экскаватор», «Большевик», имени Артема, мотоциклетного, «Коммунист», «Точэлектроприбор», авиастроители, коллективы транспортников, стройиндустрии, пищевики. Заметный вклад в ликвидацию последствий аварии вносят ученые.

Недавно вместе с первым секретарем Киевского обкома партии Г.И.Ревенко я побывал, как говорят, «в зоне». Конечно же, поражают масштабы работ. Убеждаешься: действительно делается все возможное для быстрейшей ликвидации последствий аварии. Здесь лучшие ученые, специалисты, новейшая техника из всех республик многонациональной Родины. Словом, все под стать нашей могучей стране. Во всем просматривается забота о людях, об их здоровье. Отчетливо видна организующая, мобилизующая роль местных партийных, органов, первичных партийных организаций. Им нелегко. Условия трудные. Нестандартные ситуации возникают одна за другой. И, надо сказать, выходят из них они достойно.

– Юрий Никифорович, известно, что многие предприятия города шефствуют над колхозами и совхозами Киевщнны. Как ведется эта работа в нынешних условиях?

– Сейчас шефство еще более окрепло, мы стали ближе друг к другу [1]. Скажем, над хозяйствами Чернобыльского района шефствуют коллективы предприятий Ленинградского района Киева. Они много помогали своим сельским друзьям техникой, запчастями, строительством. Когда же стало известно, что колхоз «Красное Полесье» эвакуировался в другой район, шефы тут же разыскали их, помогли обеспечить бесперебойную работу тракторов, комбайнов, другой техники. Построили мастерскую, завезли необходимое оборудование, выделили лучших рабочих.

Киевляне включились в сооружение домов для колхозников, переселившихся из Чернобыльской зоны. Кстати, в этой работе участвуют все области республики.

Большой теплотой и сердечностью отличаются встречи с участниками ликвидации последствий аварии, с сельскими тружениками киевских писателей, певцов, артистов, работников кино, художников, музыкантов. Состоялись сотни шефских концертов.

– На Западе немало писалось злого об обстановке в Киеве. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?

– Злонамеренная ложь, клевета, беспардонный цинизм, попытка заработать политический капитал на чужом горе – не новые приемы реакционных кругов Запада. Но эти враждебные действия обречены на провал, что показала жизнь и в данной ситуации.

Относительно обстановки в Киеве. Она все эти дни, начиная с 26 апреля и по настоящее время, нормальная, именно нормальная, здоровая, деловая. Да, у людей возникла тревога, думаю, совершенно естественная. Но не более того. Все время бесперебойно работали и работают все трудовые коллективы, общественный транспорт, сфера обслуживания, учреждения культуры. Общественный порядок по некоторым показателям даже улучшился. Понятно, что в этот период внимание партийных организаций к людям было повышенным. Как обычно, на высоком общественно-политическом уровне прошли первомайская демонстрация трудящихся и празднование Дня Победы. Большой интерес вызвали проведенные в Киеве этапы велогонки Мира, фестиваль искусств «Киевская весна-86».

О нормальном ритме трудовых коллективов города убедительно свидетельствует тот факт, что по итогам пяти месяцев перевыполнены плановые задания по росту объемов производства и производительности труда. Их прирост по сравнению с прошлым годом составил 5.8 и 5.6 процента соответственно. Только одно предприятие не справилось с планом реализации продукции.

И еще один небезынтересный факт – свадеб в Киеве в мае сыграно на 90 больше, чем в мае прошлого года. Иными словами, город живет полноценной жизнью.

Упрочению морально-политической обстановки в городе, повышению духа оптимизма и уверенности населения способствовало проведение во всех трудовых коллективах открытых партийных собраний, на которых обсуждались вопросы текущего момента. Там же была дана принципиальная оценка поведению отдельных маловеров, лиц, не проявлявших должной выдержки.

– Каков характер обращений в горком партии граждан в связи с аварией на Чернобыльской станции?

– Подавляющее большинство их связаны с желанием людей прийти на помощь. Просят направить на работы непосредственно связанные с ликвидацией аварии. Беда сплотила людей, возбудила в их сердцах самые благородные чувства, побудила к высоким душевным порывам и действиям. Пенсионер, ветеран войны и труда В.Слепуха, например, пишет, что он живет в Киеве, а в Васильковском районе Киевской области у него есть часть дома, оставшаяся в наследство. Предлагает это жилье передать эвакуированным.

Одобряя принимаемые партией меры то ликвидации последствий аварии, многие люди и даже целые коллективы города сообщают о внесении личных денег в фонд помощи пострадавшим, о проведении субботников. Отдали в этот фонд помощи премию за призовое место во Всесоюзном соревновании труженики производственных киевских объединений им.С.П.Королева, «Веда», «Художник». Более 3 тысяч рублей передал инвалид войны Т.Товкун, 4 тысячи 700 рублей – Д.И.Шуляков.

Подобных примеров немало. Только жителями Киева в фонд помощи пострадавшим при аварии перечислено более 4 миллионов рублей.

В заключение хочу подчеркнуть: люди проявили и проявляют стойкость в борьбе с несчастьем. Показательно, что более 150 человек из числа тех, кто самоотверженно сражался в зоне АЭС, подали в свои первичные партийные организации заявления о приеме в партию. Мы рассматриваем эти благородные порывы как проявление высочайшей гражданской сознательности и ответственности советских людей, воспитанных ленинской партией коммунистов.

Правда Украины, 1986 г., 18.06, № 138 (13408).

[1] Оскільки Ю.Н.Єльченко був на той час головним київським комунякою, він брехав завжди, і в даному випадку зокрема. «Шефство» підприємств Києва над колгоспами і радгоспами полягало в тому, що підприємаства надсилали своїх працівників на роботи в ці колгоспи і радгоспи. Так, наш Інститут колоїдної хімії і хімії води АН УРСР «шефствував» над приміським радгоспом «Совки», і мене в цей радгосп посилали на роботу. Якраз в 1986 р. ця «шефська допомога» була повністю припинена, і після чорнобильської катастрофи вже ніколи не відроджувалась. Отже, насправді все було рівно навпаки тому, що говорить київський гауляйтер.