Откровения мошенника
Юрий Жуков
[Від такого ж чую]
История и подоплека лживой передачи об аварии в Чернобыле
Каких только интервью не публикует буржуазная пресса, падкая на сенсации! Вот и Томас Гарэнк удостоился этой чести. Как, вы не знаете, кто такой Гарэнк? Да это же тот самый мошенник, который снабдил американское телевидение кинокадрами, якобы изображающими пожар на нашей электростанции в Чернобыле, а на самом деле снятыми в итальянском городе Триест.
Вспомнили? Ну вот, а теперь почитайте интервью с этим жуликом, взятое у него агентством Франс Пресс, – ему предоставлена почетная трибуна как ловкачу, сумевшему сделать бизнес на фальшивке, неплохо заработать и к тому же прославиться. А получилась, между прочим, небезынтересная картинка, изображающая поистине подлые нравы буржуазных средств информации и показывающая, чего стоит пресловутая «свобода» этих средств.
В своем интервью Тамас Гарэнк рассказывает, что он снял свой фальшивый «пятиминутный фильм» в Триесте на цементном заводе, «где было много дыма», и решил продать его какой-нибудь телевизионной компании, выдав эту съемку за сенсационный «кинодокумент об аварии в Чернобыле».
Сначала он сунулся к французским телевизионным станциям – к «Каналь 5», потом к «Антенн-2». Те не клюнули на его предложение – «кинодокумент» показался им сомнительным. Тогда этот мошенник обратился к представителям американских телевизионных компаний. Те ухватились за его предложение обеими руками.
В Триест, где находился Гарэнк, немедленно прилетела целая бригада специалистов. Американские телевизионщики просмотрели пленку и прослушали сопровождающий ее текст – Гарэнк записал на пленке свой собственный голос. Их не смутило ни то, что снятые им здания не похожи на атомную электростанцию, ни то, что на экране явственно просматривались какие-то холмы, тогда как Чернобыль находится на равнине. Главное, что был дым, много дыма!
Мошенник, выдавший себя за «независимого журналиста, работающего на один французский еженедельник», заверил своих клиентов, что он якобы получил эту кассету от одного «югослава, у которого был обезумевший вид». Этот югослав якобы находился в Чернобыле как турист, услышал ночью шум, подошел с кинокамерой к окну гостиницы и заснял пожар на электростанции [1], а затем бежал из города.
Представители американского телевидения, по словам Гарэнка, не высказали никаких сомнений по поводу этой неправдоподобной истории. Они «изучили кассету, держа ее в руках, затянутых в перчатки, чтобы не подвергнуться влиянию радиоактивности», и перешли к заключению сделки.
Ещё до просмотра пленки представители компаний Эй-би-си и Эн-би-си уплатили Гарэнку 3 с половиной миллиона лир (2 000 долларов) только за «право посмотреть». Затем было подписано соглашение о том, что хозяин пленки продает своим клиентам авторское право на распространение его съемки «во всем мире» за 21 500 долларов. Половину этой суммы ему тут же отвесили наличными. В соглашении было записано, что Гарэнк «гарантирует», что съемка была произведена в Чернобыле, хотя наверняка его клиенты отдавали себе отчет в том, что имеют дело с жуликом.
Сделка была заключена в Триесте 12 мая, и тут же Гарэнк и осчастливленные им покупатели улетели в Рим: надо было немедленно передать «драгоценные кадры» в США, чтобы они побыстрее попали в вечернюю передачу новостей, а затем были распространены на весь мир телевизионным агентством «Висньюз».
На всякий случай все же пленку еще раз просмотрели «американские специалисты».
– Один из их ответственных представителей в Риме пришел ко мне, – рассказывает Гарэнк. – «Все в порядке, – сказал он. – Мы показали кассету эксперту, который опознал (!) Чернобыль».
Ну что ж, вечером фальшивка ушла в эфир. Ее показало и итальянское телевидение, и тут же – о, ужас! – из Триеста послышались возмущенные протесты телезрителей, увидевших, что их цементный завод был выдан за АЭС в Чернобыле.
Возник скандал. Гарэнка тут же арестовали. Но уже через несколько дней он был освобожден. Правда, итальянская полиция предупредила его, что ему грозит судебное преследование за то, что он подписал документ, содержавший фальшивую гарантию того, будто бы съемки были произведены в Чернобыле, и тогда он должен будет вернуть американским клиентам деньги, которые ему вручили как аванс за проданные им авторские права на показ фальшивки. Но тут же, успокаивая Гарэнка, ему сказали, что те 3.5 миллиона лир, которые он получил от американцев за «право посмотреть» предложенные им кинокадры, останутся у него, поскольку «речь идет о сумме, полученной в результате легальной сделки».
– Хотели посмотреть? Заплатили за это деньги? Посмотрели? Значит, плакали ваши денежки, – разъясняли итальянские власти американцам. Впрочем, те и не настаивали на этом возмещении убытка, – они отказались от судебного преследования мошенника, услуги которого были им весьма кстати. С его помощью они совершили очередную грязную акцию «психологической войны». Чудовищная фальшивка была показана десяткам миллионов людей, а дальше – хоть трава не расти!..
Правда, 1986 г., 18.06, № 169 (24791).
[1] На віддалі 18 км від АЕС.