Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

О технологии росписи большого храма Зарубского монастыря

Е.Ю.Медникова, А.Н.Егорьков

Настоящее исследование выполнено на материале хранящейся в ИИМК РАН небольшой (140 единиц) коллекции фрагментов настенной живописи из развалин Большого храма Зарубского монастыря, собранной в процессе архитектурно-археологических исследований, проведенных в 1948-1949 гг. под руководством М.К. Каргера [Каргер 1950]. Большой храм Зарубского монастыря был по определению М.К. Каргера [Каргер 1950 с. 60] построен в конце XI – начале XII в. и просуществовал, очевидно, менее полустолетия, после чего обрушился или был срыт из-за оползня, о котором свидетельствует сильная кривизна фундаментных рвов [Раппопорт 1982 с. 31] и последовавшее вскоре (уже в XII в.) возведение в тесной близости нового (Малого) храма.

Отсутствие в архиве ИИМК РАН описи находок не позволяет судить о первоначальном числе отобранных в экспедиции фрагментов, которых было найдено “огромное количество” [Каргер 1950 с. 58], однако коллекция вряд ли дошла до нас во всей полноте. Судя по записям в полевом дневнике П.А. Раппопорта [Раппопорт 1949] найдены были, например, фрагменты с частью руки и литерой “Р”, а кроме того многочисленными оказались фрагменты с граффити. Отсутствие в сохранившейся части коллекции всего этого материала, несомненно в нее отобранного, свидетельствует об утрате ее части. Основу сохранившейся части коллекции составляют одноцветные фрагменты, фрагменты с геометрическими элементами и мраморировкой.

Шифр коллекции состоит из букв ЗЦ, обозначающих памятник, года раскопок (48 или 49) и номера, вероятно обозначающего номер квадрата в раскопе. Для удобства все фрагменты в каждой серии были нами пронумерованы, их распределение по сериям таково : ЗЦ 48-91 – 64 фрагмента, ЗЦ 49-52 – 48, ЗЦ 49-53 – 15 (все с мраморировкой), ЗЦ 49-54 – 2 (обмазка), ЗЦ 49-94 – 1 (обмазка), ЗЦ (без шифра) – 10.

Штукатурка. Толщина штукатурки в тех фрагментах, где имеется оборотная сторона, находится как правило в пределах от 10-12 до 18-25 мм, иногда достигая 30-50 мм. Вероятно из-за того, что последующий слой штукатурки наносился на затертый и уже подсохший предыдущий слой, на боковых сторонах фрагментов часто можно наблюдать слоистость. Так, во фрагменте ЗЦ 48-91/55 просматриваются два слоя : верхний – 8-12 мм и нижний 12-25 мм, в ЗЦ 48-91/62 – три : верхний 6-13 мм, средний 5-7 мм и нижний 15-30 мм.

Все штукатурки, за исключением известково-цемяночной ЗЦ 48-91/24, относятся к одному типу. Известковое тесто почти белое с кремовым или светло-серым оттенком, в нем присутствует крошка толченого известняка с размерами 0.2-4 мм, просматриваются единичные кусочки цемянки до 3-5 мм и зерна песка, видны отпечатки соломы. Выход нерастворимого в 5%-ной соляной кислоте остатка составляет лишь 3-9%, что относит штукатурки Большого храма к известковым. Нерастворимый остаток состоит преимущественно из т.н. глинистых частиц, иногда цемянки и песка при долевом соотношении основных компонентов – цемянка : песок : глинистые частицы ±0.4 : ±0.2 : 0.2-1.0. Выход и состав нерастворимого остатка в отдельных определениях приведен в таблице. Во всех образцах штукатурки содержание цемянки и песка невелико и, вероятно, в отличие от известняка их присутствие в штукатурке не является атрибутивным, причем песок, очевидно, составляет естественную примесь к извести.

Цемянка в штукатурке – бой плинфы. Песок в штукатурном тесте окатанный, на 70-80% состоящий из зерен с размерами 0.2-0.3 мм. В остатке иногда видна крошка древесного угля, кусочки щепы, соломы, пакля. В нерастворимом остатке фрагмента ЗЦ 49-52/2 волокна пакли (длиной 9 мм) скручены в нить толщиной 1.5-2 мм.

Кроме живописных фрагментов в коллекции представлены два типа цемяночных растворов с гладко затертой поверхностью, являющихся, согласно мнению М.К. Каргера [Каргер 1950 с. 58], наружной, а по мнению П.А. Раппопорта [Раппопорт 1949, док. 71, с. 13] возможно, и внутренней, обмазкой храма. Затирочный раствор первого типа штукатурки ЗЦ 49-54/1 (угловой фрагмент) и ЗЦ 49-54/2 имеет интенсивный розовый цвет, второй, представленный лишь одним фрагментом ЗЦ 49-94 – бежево-розовый, причем в отличие от первого типа в нем в качестве отощителя наряду с цемянкой использован известняк. Различие в составе обмазок показал и анализ (таблица) : в отличие от второго типа в первом более чем в два раза выше выход нерастворимого остатка (51 и 24% соответственно) из-за более высокого содержания цемянки и отсутствия известняка.

Дробленая плинфа в штукатурке имеет однородное, хорошо перемешанное тесто, практически не содержащее песка. Глинистые частицы в обмазке первого типа имеют цвет терракоты, второго – тот же цвет, но с бежевым оттенком, и, вероятно, в обоих типах происходят, помимо боя плинфы, от специально обожженой глины. Первому же типу обмазок соответствует и выпадающая из общего ряда штукатурка фрагмента ЗЦ 48-91/24. Фрагменты со штукатурным швом показывают как клиновидное сращение штукатурных слоев, так и соединение встык, причем последнее видно на многих фрагментах выступающего угла стены, т.е. такие штукатурные швы привязаны к архитектуре, а не к росписи.

Роспись. Живопись нанесена на слой грунта толщиной 0.3-0.5 мм. Краски нередко наложены пастозно, – составляя 0.025-0.03 мм, толщина слоя краски в ряде фрагментов достигает 0.3-0.5 мм. Вся роспись преимущественно двухслойная, реже однослойная и трехслойная.

Светло-розовая краска, киноварь в разбеле, наносилась на слой охры, встречена и смешанная разбельная краска, состоящая из киновари и охры. Синяя краска нанесена чаще на рефть, иногда на охру или непосредственно на левкас, зеленая – также на левкас, охру и рефть. Нередок оливковый цвет, полученный приданием к зеленой малой добавки охры.

Графья обнаружена на трех фрагментах ЗЦ 48-91/23, ЗЦ 48-91/32 и ЗЦ 48-91/44, причем в первых двух случаях она узкая (1-1.5 мм), а в третьем – гораздо более широкая (до 3 мм). Во всех случаях графья продавленная, что свидетельствует о синхронной работе штукатуров и живописцев.

Краски. Пигменты красок в основном естественного происхождения : охры, глауконит, лазурит, известковые белила. Наряду с ними использовалась и киноварь. Черная краска, вероятно, сажа.

Несмотря на отмеченный выше характер графьи, пастозность наложения красок, многослойность живописи и многочисленность затеков краски в кракелюр свидетельствуют о росписи, по меньшей мере преимущественной, красками, твореными на органическом связующем по уже высохшей и местами растрескавшейся до кракелюра штукатурке. Предпринятые немногочисленные попытки аналитического открытия органического связующего по методике, предложенной одним из авторов и основанной на выделении и газохроматографическом анализе жирных кислот [Yegorkov 1996], оказались безуспешными : жирные кислоты обнаружены лишь в фоновых количествах, что может быть следствием как использования связующего с низким содержанием жировой составляющей, так и его глубокой деструкции. Вместе с тем выявлена высокая оксализация подавляющего большинства образцов, причем высокое содержание оксалатов кальция характерно как для красочного слоя, так и для самой штукатурки.

Характеристика представительных образцов штукатурки и обмазок.

Шифр образца Описание образца Выход нераст. остатка, % Содержание, % Описание нерастворимого остатка
це-мян-ка пе-сок глин. част.
ЗЦ 49-52/2 Толщина 16-22 мм, левкас 0.3-0.5 мм, слои не просматриваются, цвет белый с серо-кремовым оттенком. Наполнитель известняк 0.5-4 мм, единичные зерна песка, солома. 3.0 0.4 0.6 2.0 Белый с бежевым оттенком. Крошка цемянки 1-3 мм, песок окатанный 0.15-0.3 мм.
ЗЦ 48-91/62 верхний слой Толщина 10-12 мм, цвет светло-кремовый. Наполнитель единичные крошки цемянки и зерна печка. 6.8 0.3 1.4 5.1 Белый с бежевым оттенком. Песок окатанный 0.15-0.3 мм.
ЗЦ 48-91/62 нижний слой Толщина 23-25 мм, цвет светло-кремовый с бежевым оттенком. Видимый наполнитель – сечка соломы. 3.1 0.3 + 2.8 Серо-бежевый. Цемянка 0.3-1 мм, сечка соломы.
ЗЦ 48-91/14 верхний слой Толщина 3-4 мм, цвет светло-кремовый. Наполнитель известняк 0.3-0.8 мм. 9.1 + + 9.1 Светлый серо-бежевый.
ЗЦ 48-91/14 средний слой (линза) Толщина 8 мм, цвет светло-кремовый. Наполнитель известняк 0.5-3 мм, зерна цемянки. 7.2 0.7 1.4 5.1 Светлый серо-бежевый. Единичные зерна цемянки 3-5 мм, песок окатанный 0.15-0.3 мм.
ЗЦ 48-91/14 нижний слой Толщина 10-12 мм, цвет белый с бежевым оттенком. Наполнитель единичные зерна цемянки. 2.5 1.0 1.0 0.5 То же, что и в предыдущем образце.
ЗЦ 49-94 обмазка Толщина 17-25 мм, цвет бежево-розовый. Наполнитель цемянка, известняк. 24.1 13.4 1.3 7.2 Кирпично-красный. Цемянка 0.04-5 мм цвета терракоты (основа), бордовая и бежевая, песок окатанный 0.15-0.3 мм. Глинистые частицы кирпичого цвета.
ЗЦ 49-54/2 обмазка Толщина 20-30 мм, цвет ярко-розовый, Наполнитель цемянка. 54.1 40.1 1.0 5.5 То же, что и в предыдущем образце.

Литература

Каргер М.К. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб // СА.- Т. XIII.- 1950.- С. 33-62.

Раппопорт П.А. Полевой дневник 1949 г. // Рукописный архив ИИМК РАН, ф. 35, оп. 1, док. 70, 71.

Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. // САИ.- 1982.- Вып. Е 1-47.- С. 30-31.

Yegorkov A.N. Method of revealing organic binder in wall painting // VII Nordic conference on the application of scientific methods in archaeology.- Abstracts.- Helsinki, 1996.- P. 75.

Надійшло до редакції 31.03.1999 р.

Джерело : Археометрія та охорона історико-культурної спадщини, 1999 р., вип. 3, с. 48 – 50.