Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Храм-мавзолей в Вышгороде

Каргер М.К.

Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде, в строительстве которого в течение почти столетия соревновались между собой киевские князья, занимал исключительное место среди памятников киевского зодчества второй половины XI в. Не раз делались совершенно необоснованные попытки реконструкций первоначального облика Вышгородского храма, предпринимавшиеся без учета хотя и неполных, но все же весьма существенных данных, полученных в резуль[с. 415]тате археологических исследований последних лет, не говоря уже о раскопках XIX в.

Некоторые исследователи, опираясь на рисунки Сильвестровского списка «Чтений о Борисе и Глебе», считали древний Вышгородской храм Бориса и Глеба ротондой.

Вопрос этот возник впервые вскоре после опубликования И.И.Срезневским лицевого списка «Чтений о Борисе и Глебе» Сильвестровского сборника [И.И.Срезневский. Сказание о св. Борисе и Глебе. Сильвестровский список XIV в. СПб., 1860]. На основе миниатюр этого списка И.Шараневич [I.Szaraniewicz. Trzy opisy historycne staroksiążego grodu Halicza w roku 1860, 1880, 1882. Lwów, 1883] и чешский исследователь К.В.Мадль [К.Madl. Okrouhlé kosteliky v Čechah. Památky archeol., XIV, Praha, 1889, стр.426] указывали на Киевскую Русь как на источник, откуда ротонды распространялись на Запад. К этой мысли склонялся также и В.Сичинский [В.Січинський. Ротонди на Україні. Науковий збірник за рік 1929. Київ, 1929, стр. 68-76; ср. более раннюю работу того же автора «Архітектура старокнязівської доби» (Прага, 1926, стр. 27-28)].

В миниатюрах этого сборника рисунок церкви типа ротонды встречается девять раз. На всех рисунках изображена круглая в плане постройка, увенчанная одним куполом полусферической формы на довольно высоком барабане, прорезанном окнами. На некоторых миниатюрах достаточно передан материал постройки и особенно перекрытие из черепицы. На трех миниатюрах фасады церкви разделены двумя рядами параллельных полосок на три яруса. Окна обычно изображаются в виде узких прямоугольных проемов, иногда в верхнем ярусе размещены небольшие окна округлой формы.

Изображения храма-ротонды на миниатюрах Сильвестровского сборника передают во всех случаях отнюдь не каменный храм, заложенный Святославом Ярославичем, законченный Всеволодом Ярославичем и реставрированный после катастрофы Олегом Святославичем. Интересующие нас рисунки иллюстрируют текст, относящийся в пяти случаях к деревянной церкви, построенной Владимиром, в одном – к деревянному храму Ярослава и в трех – к деревянной же церкви Изяслава.

Однако названные исследователи полагали, что миниатюрист XIV в. изображал во всех случаях ту каменную церковь, которая существовала в это время, т.е. каменную ротонду, выстроенную Святославом, Всеволодом и Олегом [B.Січинський. Ротонди…, стр. 70. Производивший раскопки вышгородских руин А.С.Уваров также считал, что рисунок в Сильвестровском житии Бориса и Глеба изображает каменный храм Бориса и Глеба, развалины которого сохранились доныне под землей (Протоколы заседаний III археологического съезда в Киеве. Тр. III АС в Киеве (1874), т. I, Киев, 1878, стр. LXXIII)].

В противовес названным исследователям В.Залозецкий полностью отрицал какое-либо значение миниатюр Сильвестровского сбор[с. 416]ника для реконструкции облика каменного Вышгородского храма-мавзолея, считая последний «трехнефной базиликой» [В.Залозецький. Церква-мавзолей св.Бориса й Гліба у Вишгороді під Киевом. Стара Україна, Львів, 1942, стр. 100-101].

В недавнее время новую попытку реконструкции первоначального облика Вышгородского храма предложил Н.Н.Воронин. Вопреки данным старых и новых археологических раскопок памятника Н.Н.Воронин положил в основу своей реконструкции очень соблазнительное, но, к сожалению, ничем не подкрепленное предположение, что «каменные храмы Бориса и Глеба в Вышгороде стремились воспринять своеобразные черты своих деревянных предшественников» [Н.Н.Воронин. 1) У истоков русского национального зодчества, стр. 35; 2) У истоков русского национального зодчества. (Из истории зодчества периода феодальной раздробленности XI-XV вв.). ЕИИИ АН СССР, М., 1952, стр. 269-274].

В качестве основного доказательства этой мысли Н.Н.Воронин привлекает факт катастрофы верха вышгородской церкви, заложенной Святославом и достроенной после его смерти Всеволодом. «Катастрофа верха Вышгородского храма свидетельствует, – по словам Н.Н.Воронина, – о его вероятном своеобразии и необычной нагрузке» [Архитектура СССР, 1944, вып. 5, стр. 35].

Указывая на то, что миниатюры Радзивилловской летописи, восходящие, по мнению автора, к оригиналам XIII в., наделяют киевские храмы второй половины XI в. характерным кубическим постаментом под главой, близким композиции Евфросиниева собора в Полоцке и изображенному в той же серии миниатюр одноглавому деревянному Вышгородскому храму Бориса и Глеба 1072 г., Н.Н.Воронин приходит к выводу, что «деревянное зодчество передало свои черты каменному, но первый опыт переработки композиции крестово-купольного храма привел к катастрофе» [там же].

Как явствует из вышеизложенных результатов археологического изучения реальных остатков Вышгородского храма-мавзолея, отличительной чертой памятника является наряду с грандиозностью масштабов, превосходящей все известные нам древнерусские храмы этой эпохи, подчеркнутая продольная удлиненность его плана, чем храм Святослава-Всеволода-Олега отнюдь не напоминал деревянные постройки Изяслава и Ярослава, характерной чертой которых, насколько о них можно судить по письменным известиям, была подчеркнуто вертикальная, устремленная вверх башнеобразная композиция масс.

Вот почему падение купола Вышгородского храма Святослава-Всеволода, кстати уже не столь необычное в киевском зодчестве этой поры [в 1105 г., по известию Ипатьевской летописи, «увалися верх святаго Андрея», т.е. соборного храма в Андреевском-Янчине монастыре, заложенном всего лишь за 19 лет перед этим – в 1086 г.], нужно связывать, по-видимому, не с «необычной нагрузкой верха здания», вызванной его «вероятным своеобразием», а с действительно не совсем обычным для киевских зодчих [с. 417] конца XI в. замыслом грандиозного храма-монумента, который должен был превзойти по своим масштабам почти все ранее выстроенные здания Киева и его пригородов.