Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Успенский собор Печерского монастыря

Каргер М.К.

Давно уже отмечалась крупная роль Великой Успенской церкви Печерского монастыря, выстроенной кн. Святославом Ярославичем в 1073 – 1078 гг., ставшей в дальнейшем образцом для других монастырских и городских соборов XI – XII вв. [Н.Н.Воронин и М.К.Каргер. Зодчество. В кн.: История культуры древней Руси, т. II. М.-Л., 1951, стр. 268] Успенский собор представлял собой огромный трехнефный шестистолпный храм; к северо-западному углу которого примыкало небольшое, кубического типа четырехстолпное здание крещальни. И художественный образ этого сооружения, в частности его грандиозные масштабы и основные черты строительной техники, целиком связывают его с киевским зодчеством второй половины XI в.

Никаких особенностей, предвосхищающих будущие направления русского зодчества периода феодальной раздробленности, в этом здании еще нет. Очень далек этот храм от построек XII в. и по пропорциям плана, и по оформлению фасадов. Вот почему мысль о крупной роли этого памятника в сложении архитектурных школ периода феодальной раздробленности, высказанная впервые Д.В.Айналовым, заслуживает, на наш взгляд, серьезной проверки. Успенские соборы в Смоленске, Владимире-Волынском, Старой Рязани, Галиче и Владимире на Клязьме, повторяя прославленный печерский храм по имени, в архитектурном отношении, по-видимому, далеко не в такой мере были «данью традиции, идущей от печерского “образца”», как это казалось еще недавно [там же, стр. 269].