Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Социальная роль вотчих монастырей

Каргер М.К.

Все перечисленные храмы вотчих княжеских монастырей представляли собой огромные парадные постройки, не уступавшие фамильным монастырям Ярослава. Попытку интерпретации этих сооружений в качестве первых опытов небольших дворцовых храмов феодального двора следует считать недоразумением. Вместе с тем необходимо подчеркнуть одну характерную особенность этих сооружений, отличающую их от построек Владимира и Ярослава.

Строительство Владимира и Ярослава было вызвано в первую очередь задачами государственной политики названных князей. И строительство Десятинной церкви, и строительство Софии являлось прежде всего частью больших градостроительных мероприятий. Постройка Десятинной церкви завершала ликвидацию древнего курганного могильника, занимавшего не только участок будущего храма, но и всю прилегавшую территорию, что должно было символизировать окончательную отмену языческой религии и полное торжество новой государственной религии.

Более того, одновременно со сносом высоких курганов могильника происходило значительное расширение территории Детинца, для чего требовалось прежде всего снести вал и засыпать глубокий ров, ограждавшие небольшую территорию древнейшего киевского городка на Андреевской горе. Напомним, что трасса древнейших укреплений проходила как раз по той территории, где должна была начаться постройка церкви. С трех сторон строящегося храма одновременно создавались каменные дворцы княжого двора, строительство которого являлось частью той же грандиозной программы.

Все эти мероприятия могли начаться лишь при условии одновременного, а вернее опережающего строительства новых оборонительных сооружений, остатком которых являются каменные Софийские (Батыевы) ворота. Все части этого строительства не только были взаимосвязаны, но и диктовались нуждами укрепления государства, были частью создания нового стольного города этого государства.

Частью еще более грандиозной и величественной градостроительной задачи являлись основные постройки Ярослава. Только что выстроенные оборонительные сооружения Владимирова города уже не соответствовали быстро возраставшему значению древнерусской столицы. К территории Владимирова города прирезается во много раз превосходящая ее территория, которая еще так недавно была «полем вне града». Поистине грандиозный объем строительства Ярославова города был очевиден даже до специального изучения его частей. О нем красноречиво свидетельствовала сама протяженность укреплений, вытянувшихся по периметру более чем на 3.5 км.

Однако только раскопки 1952 г. позволили в полной мере убедиться, что земляные валы Ярославова города, достигавшие в ширину 20 м, по своей мощи не имели равных в истории древне[с. 414]русской фортификации. Поистине колоссальный объем земляных работ, работ по заготовке леса, и, наконец, плотничьих работ, связанных с сооружением как внутривальных конструкций, так и деревянных стен на валу, являются убеждающим свидетельством необычайной мощи Киевского государства накануне его приближавшегося распада [М.К.Каргер. Древний Киев, т. I, стр. 261-262. См. также: П.А.Раппопорт. Очерки по истории русского крепостного зодчества Х – XIII вв. МИА СССР, № 52, М.-Л., 1956, стр. 91-97].

Об этом же свидетельствовала и широкая программа каменного строительства, осуществлявшаяся, по-видимому, почти одновременно. Постройка Золотых ворот с надвратным храмом Благовещения вызывалась необходимостью иметь торжественный и в то же время отлично укрепленный въезд в столицу. Именно эту роль в течение многих столетий и играли в действительности Золотые ворота. Важнейшим компонентом плана создания нового Детинца столицы была постройка величественного храма Софии, о котором еще современник Ярослава и его ближайший соратник по строительству могучего и независимого государства – первый русский митрополит Иларион отозвался как о «церкви дивной и славной всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земном от востока до запада». Не раз отмечалось, что с градостроительной точки зрения София представляла собой центральный компонент нового архитектурного ансамбля Детинца. Княжеские монастыри Георгия и Ирины лишь дополняли общую картину.

Строительство сыновей и внуков Ярослава определялось совсем иными задачами. «Вотчи» монастыри Ярославичей ни в малейшей степени не решали государственных задач. Все они были вызваны скорее междукняжеской борьбой за киевский стол, чем борьбой за укрепление Русского государства. Значительно более «локальной» была и роль этих сооружений в сложении архитектурного облика древнерусской столицы, несмотря на несомненно высокое искусство самих построек. С особенной наглядностью личные княжеские интересы проявились в подробно изученной выше, почти столетней строительной истории великолепного храма – мавзолея Бориса и Глеба в Вышгороде, несмотря на то, что основная задача сооружения была в известной мере вызвана интересами укрепления церковно-политической самостоятельности Киевского государства.