1620 г.
Берлинский М. Ф.
Напротив того, благословенное заведение в братстве час от часу успевало, ибо в сие время, то есть в шестой год после его основания, святейший патриарх иерусалимский Феофан на возвратном своем пути из России имел удовольствие осмотреть новозаложенную церковь с. Богоявления и Благовещения пресвятой Богородицы, также школу и странноприимный дом, и видел с успехом славено-эллинский и латинский преподаваемые языки. Сей знаменитый посетитель, видя частые в сем братстве собрания и расположения. к пользе учащихся и приращению благочестна служащие, сделал положение, чтобы не только [с. 106] юношество, но и молодые монахи были воспитываемы в учении с намерением, дабы на лучшем утвердилось основании заведение сего монастыря, причем жаловал сей ставропигии свою патриаршую грамоту. Тогда многие из духовного и мирского чина люди а знатнейшее Киевского воеводства шляхетство, записав свои имена в нарочный для сего список [сей подлинный список хранится в Киевской академии], составили из себя братство церкви Богоявлений Господних споспешествовавшее всегда стараниями и укладами своими к воспитанию юношества [засноване в 1615 р., Київське братство одразу ж набрало високого авторитету завдяки тому, що один з його засновників – гетьман Петро Сагайдачний (Конашевич-Сагайдачний) вписався до щойно заснованої інституції «з усім військом запорізьким». Отож, від самого свого народження Київське братство відігравало роль головного осередку національно-визвольного руху на Україні].