1629 г.
Берлинский М. Ф.
После Замойского неизвестно с которого времени настал в Киеве воеводою князь Александер Заславский [езуит Несецкий в Польской короне упоминает], по смерти которого следовал Стефан Хмелецкий, но и сей на другой год выбыл. Потом Януш Тишкевич [начало его правительства иные полагают от 1634, а другие – от 1640 года] был из числа тех правителей, которые для удовлетворения своих прихотей за маловажность почитают высочайшие повеления. Он особливо старался ограничивать права и свободу православной нации. Вся городовая юрисдикция в единственной его состояла воле – в противность магдебурскому уложению [вследствие такового угнетения последовала королевская привилегия от 1634 года, запрещающая воеводе иметь влияние на городовые дела по магистрату]; старокиевские жители, которые во время сие принадлежали единственно или Софийскому, или Михайловскому, или посредством Трехсвятительской церкви Братскому монастырю, не только имением, но и свободою должны были соответствовать его предположениям. Наипаче же отдаленные походы [привилегиею от 1627 года предписано, чтобы мещане, яко земское войско не далее Киевского воеводства понуждаемы были к походам] в преследовании татар становились и тягостными и разорительными киевскому мещанству. Одни доминикане и бернадины [186], содержавшие свои кляшторы в Киеве [город. архив, справ. 327 и 572] и участвовавшие в доверенностях сего воеводы, торжествовали. Киевскому бискупу отданы во владение все магистратовые земли, а жидам – важнейшие из откупов доходы. Преор Доминиканского кляштора заселил на городском грунте село Преорку, а урядник бискупский, – Осепичину [Осещина] [сознание межигорского игумена – современника воеводы Тышкевича, в 1699 году своеручно написанное и хранимое между монастырскими документами]. Впрочем когда многие тогда малороссийские монастыри – находились во искушении принять унию, то о постоянстве мирского состояния тогдашних людей сумнительно теперь ручаться. [с. 108]