1632 г.
Берлинский М. Ф.
В последнем году царствования Сигизмуида III последовало на избирательном в Варшаве сейме примирение некоторым образом церквей предстательством наследника короны Владислава IV. В сем случае определено быть двум киевским митрополитам, одному благочестивому, а другому униятскому, притом еще и некоторые епархии предназначено возвратить благочестивым, но сие последнее по обстоятельствам не исполнялось, почему в то же почти время возобновились на Украине беспокойства [вступивши на престол, Володислав IV видав у 1633 р. так звані «Статті для заспокоєння руського народу», що певною мірою забезпечували право православної церкви. Однак соціальні рухи на Україні не припинилися, і це призвело до селянсько-козацького повстання 1637 – 1638 рр. на чолі з П.Павлюком, Д.Гунею та Я.Остряницею].
Владиславу IV много одолжен малороссийский народ в рассуждении его к нему благосклонности и праводушия. Предыдущие нещастия республики [Берлинський називає «республікою» Річ Посполиту (Rzeczpospolita – польський переклад латинського терміну (Res publica, тобто «справа народна»)] показали нужду благоразумнейшего и умереннейшего правления, с которым он старался согласить усердие православной нации к республике.
По изволению сего государя еще в 1629 произведен в Печерскую лавру архимандритом сын молдавского князя Петр Могила, муж как ученостию, так трудолюбием и добродетелями заслуживший от современников и даже неприятелей своих уважение. Он первоначально завел было с 1631 года училище в Больницком лаврском монастыре, выписав учителей греко-российского исповедания из Львова для обучения юношества греческому и латинскому языкам, а для содержания сего определил некоторые свои волости. Вскоре, преклонясь на просьбу благочестивого шляхетства воеводства Киевского и всего Киевобратского общества, с согласия гетмана тогдашнего Иоана Петрижицкого, в исходе того же года перевел сие новое заведение в Киевобратский монастырь, яко выгоднейшее место для обучающихся, с тем условием, чтобы быть ему того училища, церкви и всего монастыря и братства старшим братом, опекуном и смотрителем с помощию старост, нарочно для сего из шляхетства выбираемых. По сей причине долгое время училище сие называлось Киевомогилянским. Сперва построены были школы и сиротский дом деревянные, но после соорудил он каменную церковь о двух этажах: верхний для обучения юношества, где ныне академическая библиотека [мається на увазі нова трапезна, яка, однак, була збудована значно пізніше, на переламі XVII – XVIII вв., за гетьмана Івана Мазепи: стара трапезна, споруджена за Петра Могили, стоїть поруч з новою; в ній від кінця XVII ст. містилася кухня], а нижний для монашествующих, причем завел во оном училище кроме языков, грамматики и риторики, обучение философии и богословии на латинском языке, на что испросил от короля и республики сему училищу привилегию [сия привилегия от 1633 года, а первая еще сему училищу жалована от Сигизмунда III 1629 года. Академия Киевская в знак своей незабвенной к сему благотворителю благодарности в навечерии Нового года, яко в день его преставления, совершает о нем память] [офіційної санкції на викладання богослів'я в Київській колегій П.Могила, як вже сказано, не домігся, але незважаючи на це, теологія викладалася фактично протягом усього існування закладу]. Наконец по желанию короля и по согласию [с. 109] всего благочестивого народа избран на киевскую митрополию [Иов Борецкий в 1631 году скончался, погребен в Михайловском монастыре. По нем в архиепископа киевского был посвящен перемышльский епископ, вышеупомянутый Исайя Купинский, который также жил и скончался в Михайловском монастыре], для сего получа от цареградского патриарха грамоту, был во Львове посвящен благочестивыми архиереями. Первый именовался митрополитом киевским и галицким [титул киевского и галицкого митрополита был употребителен еще с 13 века; в сие время возобновлен, понеже тамошний львовский епископ оставался еще в сие время во исповедении греко-российского закона и приверженности к митрополии киевской] и ексархом святейшего константинопольского патриаршего престала.