Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1621 г.

Берлинский М. Ф.

В бытность сию в Киеве его святейшество с дозволения константинопольского патриарха по прошению тогдашнего гетмана козацкого Петра Конашевича-Сагайдачного и по желанию всего православного народа рукоположил в церкви вышеупомянутой Братской на Киевскую митрополию по рекомендации и избранию всего духовенства бывшего приходского Подольской Воскресенской церкви священника Иоанна Борецкого, нареченного тогда же во иноках Иова; понеже в сие время соборная с.Софии церковь была занята униятами, то его преосвященство новый митрополит принужден был взять свое пребывание в Михайловском Золотоверхом монастыре, которого он всегда назывался строителем. Его святейшество, снисходя желанию осиротевшего без архипастырей православного народа, благоволил тогда же рукоположить и на другие отпадшие епархии благочестивых епископов [Любопытный С.-Петербургский Месяцослов на 1775 год], которые, однако, разве тайно могли навещать свои паствы, ибо повелено от польского правительства иx взымать под стражу и предавать казни; почему сии преосвященные или в Киеве или в других малороссийских монастырях всегдашнее свое скрывательство имели. Преосвященный Иов при устроении своего монастыря выстроил в соседстве его по левую сторону Новодевичий Михайловский монастырь с церковию с.Иоанна Богослова в честь своего первого патрона, в котором монастыре супруга его, бывшая еще тогда в живых, первою была игумениею [Малороссийская история г-на Рубана. Впрочем, Богословский сей монастырь в 1711 году по высочайшему повелению переведен в соседство к Иорданскому на подгородье Плоское. На имя же упраздненной церкви, св.Иоана Богослова сооружена с церковию того же святого монашеская трапеза. Иорданская церковь св.Николая существовала еще до 1616 года, когда Сигизмунд III отдал ее с монастырем девичьим, около того же времени учрежденным, в ведомство Кириловского монастыря, ибо по обыкновению тогда каждый девичий монастырь был в зависимости какого-нибудь мужского] [за І.Борецького була зведена мурована церква в ім'я Іоана Богослова. Частина цієї церкви була включена до структури пізнішої Трапезної Михайлівського монастиря і завдяки цьому дійшла до нас. Православні жіночі монастирі, як правило, існували при чоловічих. Це було зумовлено тим, що чорницям не дозволялося самим правити службу: для цього потрібний був пресвітер – особа чоловічої статі].

В сие время, когда турки покорением Каменца-Подольского [помилка М.Берлинського: турки здобули Кам'янець-Подільський у 1672 р. і тримали його до 1699 р. Тут же йдеться про так звану Хотинську війну 1620 – 1621 рр., в якій вирішальну роль відіграло запорізьке військо на чолі з П.Сагайдачним] достигли случая опустошать всю Подолию, начинались сильнейшие от стороны презираемых Козаков за честь свою и свою вольность покушения. Принявший тогда во управление Киевское воеводство Томаш Замойский не любил сожительствовать с православными и старался [см. Королевская привилегия магистрату от 1624 года] всякими видами [с. 107] привести жителей каждого состояния сего исповедания королю в подозрение. И так по его интригам Киев в продолжение бедственной гражданской войны [мається на увазі повстання 1630 р. на чолі з Тарасом Трясилом («Тарасова ніч»)] претерпел несчастие. Поляки думали разорением благочестивых памятников уменьшить естественную силу своих неприятелей. Почему грабежи, пленения, насилия и разорения везде были обыкновенны, причем с успехом заведенный Братский коллегиум [у 1632 р. братська школа була об'єднана з лаврською школою, заснованою митрополитом П.Могилою. Об'єднаний заклад дістав статут колегії (тобто вищої школи); Могила хотів перетворити його на академію (так звалися вищі учбові заклади, що мали право викладати теологію, тобто готувати кадри вищих церковних ієрархів), але не здужав домогтися санкції уряду Речі Посполитої. Заперечуючи проти надання Київській колегії статусу академії, польський уряд прагнув перешкодити нормальному функціонуванню православної ієрархії] с церковию претерпел было свое сокрушение, но по восстановлении спокойствия тот же гетман Петр Сагайдачный, благочестивый християнин, взял [1623] на себя с помощью других христолюбцев восстановить сие прекрасное заведение [грамота св.патриарха иерусалимского Паисия от 1649 года, сему монастырю данная]. Тогда он своим коштом соорудил начатую большую Богоявлений Господних церковь [неизвестно, каменная или деревянная была тогда сия церковь], также возобновил братский дом и школы, а после скоро и сам в сем любимом благочестия училище погребен [Петра Сагайдачного поховано не в училищі, а в Богоявленській церкві Київського братства].