1666 г.
Берлинский М. Ф.
На другой год по отъезде князя Львова прислан в Киев боярин и наместник смоленский Петр Васильевич Шереметев. Во время сего воеводы, по жалобе киевских граждан, последовала милостивейшая Киевскому магистрату грамота [сия грамота подтверждена потом в 1676 году], предоставляющая прежние, нарушенные предшественниками его, городские Права, особливо – допущением ненарочно ратных людей и стрельцов вмешиваться в его доходы, а монахов в его дачи. Для приведения сего обстоятельства в должный порядок тогда же Шереметеву особливым указом было предписано.
Когда Оттоманская Порта всякими приятными видами принялась льстить новоизбранному и предприимчивому гетману Дорошенку, ежели только он для cоблюдения своей независимости признает ее покровительство, то обе воюющие до сего времени державы должны были, предупреждая худые могущие для них последовать от того следствия, приступить к перемирию, которое было ааключено в Андрусове на 30 лет [1667]. По сему перемирию уступлены России Смоленск, Северия и вся обоесторонняя Украина [Андрусівське перемир'я 1667 р. означало поділ України між Польщею та Росією по Дніпру; воно продемонструвало небажання царського уряду дотримуватися договору 1654 р. Це перемир'я викликало загальне обурення на Україні. Відповіддю на нього було повстання, очолене П.Дорошенком та І.Сірком], а Киев до выплаты поляками некоторой суммы денег только предоставлен был на два года. По соглашению того замирения выпущены были из заключения Юрий Хмельницкий и митрополит Иосиф, но сей последний, избегая вторичного польского плена, поспешил, минуя Киев, убежать в Чигирин к гетману Дорошенку, где скоро и преставился, никогда не быв на престоле своей епархии. Тело сего преосвященного перевезено потом в Лубенский Мгарский монастырь [из надгробной надписи сего преосвященного в Лубенском монастыре видно, что он в 1675 году умер].
Между тем посвящен был на киевскую митрополию преосвященный перемышльский Антоний, прозванием Витицкий [Винницький], но и сей равно митрополиею не управлял и по причине опасности в Киеве не жил [рукопись о митрополитах киевских преосвященного Самуила].
Со времени Андрусовского перемирия распространился несправедливый слух, будто опять вся Малороссия уступлена будет Польше, и новоприсланные в малороссийские города воеводы излишними и непредписанными поборами привели весь народ в огорче[с. 120]ние [1668], то гетман Брюховецкий, убеждаемый и просьбою и угрозами своих козаков, для избежания польского подданства поспешил покориться турецкому султану, от которого уповал удостоиться величайшей себе благости [про перехід І.Брюховецького у підданство до Туреччини відомостей немає. Інша річ – він мав за союзника татарський загін на чолі з Челебеєм. Брюховецький був убитий у 1668 р. повсталими козаками, обуреними тим, що він схвалив Андрусівське перемир'я].
Князь Ромодановский, стоявший на малороссийской границе, услыша о сей третьего гетмана измене, отправился против его и его единомышленников. Прочие малороссийские козаки низовых полков, видя своего гетмана в измене и опасаясь приближения российских войск, призвали из-за Днепра Дорошенка и обще вооружились против князя Ромодановского. Запорожцы, составляющие тогда чело малороссийских войск, избрали себе еще третьего предводителя [Івана Сірка] и таким образом более года вся Малороссия находилась в военном междоусобии.