1687 г.
Берлинский М. Ф.
На другой год вместо сих определен воеводою боярин и наместник суздальский Иван Васильевич Бутурлин с одним думным дворянином. Обыкновенно при перемене сих штатных правителей определяемо было по два дьяка, секретарские должности исполняющие.
При постановлении мирного договора Польская республика, между прочим, обещала свободу исповедания в ее землях греко-российского закона жителям и потому тогдашнему митрополиту киевскому Варлааму Ясинскому, произведенному теперь в сие достоинство из печерского архимандрита, подчинены все православные, в Польше и Белоруссии состоящие, церкви с их епископами, да и новоучрежденная в сие время переясловская епархия его же ведомству поручена [Малороссийская история г-на Рубана].
[Епископы, принявшие повременно унию, были следующие: 1) архиепископ владимирский и берестенский, 2) луцкий и острозкий, 3) полоцкий и витебский, 4) львовский и галицкий, 5) перемышльский и самборский, 6) пинский и туровский, 7) хельмский и бельзский, часть Киевской епархии, принявшая унию, принадлежала митрополиту того закона, который был иногда полоцкий, иногда владимирский архиепископ. Могилевская же епархия, хотя весьма сокращенная, осталась, однако, до последних времен непоколебимо во благочестии. При всем том в сих епархиях большая часть народа и низшего духовенства никогда не соизволяла на унию; знатнейшее и мелкое шляхетство сперва также противоборствовало сему расколу, но дети их, воспитанные в езуитских училищах или обольщением или для получения в республике чинов, предоставляемых единственно католикам, должны были со временем принять даже католицкий закон. По времени оставшиеся архимандрии, монастыри, духовные братства и величайшая часть в Польше и Литве приходских церквей со всем народом, потерявшие своих в отложившихся из знатнейших духовных и светских особах покровителей, были всякими и даже жестокими образами к унии приневоливаемы. На многократные их жалобы первое в 1632 году на сейме сделано постановление, предоставляющее неуниятам свободу исповедания. По силе Зборовского трактата, следовало унию в Польше и во всем княжестве Литовском совершенно искоренить, но с успехом потом российского оружия возрастало негодование католиков против православной нации.
При заключении в сем 1686 году вечного с Россиею и Польшею мира определено луцкую, галицкую, перемышльскую, львовскую и белорусскую епархии возвратить и утвердить за православными архиереями со всеми принадлежащими к оным монастырями, предоставляя единственно благословение и рукоположение на оные православному киевскому митрополиту; за всем сим только последняя епархия осталась во владении православных епископов, ибо первые, не получая от поляков должных и лучших монастырей, скоро согласились принять унию. С начала 18 века пренебрегаема была статья вечного мира о свободе православных, и величайшее последовало оным притеснение; и сколько великий государь Петр I о том ни домогался, чтобы в силу трактата предоставлены были и епархии и свобода православным, но все оставалось недействительно. По причине беспрестанно вопиющих от польских православных к российскому престолу жалоб, изданы разные от сего манифестации, а от польского правительства некоторые обнадеживания; в 722 году учрежден от российской стороны в Польше комиссар для защищения сих диссидентов, при всем том гонение продолжалось, и число православных церквей уменьшалось. Сие продолжалось до времени, когда отчаяние довело неуниятов составить в 1766 году под защищением российского двора в Слуцке конфедерацию для защищения вооруженною рукою своих прав, коликократно им от королей жалованных и сеймовыми актами определяемых с гарантированием притом российского двора [на Правобережжі в цей час відбувалося глибоке соціальне бродіння; активізація магнатства і шляхти викликала рішучий опір з боку українського поспільства, що врешті-решт призвело до відкритого збройного повстання 1768 р. (Коліївщина)]
. Последующие за сим действия довели сконфедерованную Посполитую Речь объявить в 1768 году торжественно православным свободу их исповедания, но и после сего под разными видами католики старались угнетать и уменьшить сию религию, особливо в воеводстве Киевском и Подолии. В 1772 году могилевская епархия присоединена от Польши к России, оставшиеся же православные монастыри и приходы за границею были в ведомстве киевского митрополита под смотрением слуцкого архимандрита, который для того в 1785 году произведен во епископа с титулом коадьютора киевской митрополии. В 1775 году учиненными двумя в Варшавском сейме актами, на основании заключенного в 768 году мира, где в VII артикуле российский двор ручается за свободу и благоденствие православных в Польше церквей, кажется все спокойствие оставшимся православным было утверждено. Но в 1791 году 3 мая неожиданным переворотом [конституція від 3 травня 1791 р. ухвалена так званим Чотирирічним сеймом] все обязательства и договоры с Россиею уничтожены, при сем определено на сейме учредить независимо от России в Польше православного архиерея и прочая. Однако все сие тем кончилось, что в 1793 году великая часть Польши, издревле обитаемая россиянами греко-российского исповедания, возвращена к России с распределением по губерниям благочестивых архиереев [другий поділ Польщі].
. В 1794 году от 16 мая последовало высочайшее святейшему синоду повеление: снабдить новоучрежденные епархии способными и учеными духовными людьми для присоединенных уже во многом числе к православной церкви униятов, также и для обращения к тому других. Теперь хотя оставшимся священникам униятским предоставлены некоторые доходы, но рукоположение на священство по сему закону запрещено. Таким образом, чрез двести лет терзавшая внутренность государства новоизобретенная уния, споспешествуя его разорению, с падением его кончилась. Выпись из Исторического известия об унии, г-м Бантыш-Каменским в 1794 году изданного].
В сем году по союзу с Польскою республикою открыт поход против крымских татар, но без всякого успеха; и вся вина его неосмотрительного предприятия была возложена на предводительствовавшего тогда козаками гетмана Самойловича, который для того не только отрешен был от должности [вины, по коим отрешен Самойлович, изображены в рукописной Истории господина Симоновского], но по настоянию малороссийской старшины еще сослан в ссылку, а на его место по рекомендации князя Голицына, главнокомандовавшего в том походе, избран [с. 127] величайший его недруг генеральный есаул Иван Мазепa.
Между прочими несправедливостями, коими обвиняют несчастного Самойловича, было, сказывают, нарушение им прав, высочайше жалованных Киевскому магистрату: в городе учредил некоторые новые пошлины, собственно на его собираемые, да и прежние, собираемые с привозного хлеба для содержания Собороуспенской на Подоле Церкви [сия на киевоподольский Успенский собор пошлина собиралась по привилегии Владислава IV от 1633 года, а с 1706 года обращена вся на дом архиерейский. Грамотою 1710 года из сих пошлин только восемьдесят рублей предоставлено для митрополита, а прочее по-прежнему возвращено магистрату, что продолжалось до 1756 года, то есть до уничтожения внутренних в государстве пошлин], тоже обратил на гетманскую булаву. Урочища: прежде бывшее Бискупское место, Кожемяки, Плоское [Плоське – порівняно новий термін (давня назва – Куренівка)] и село Преорку отдал самоправно во владение старшине Киевского полку и его козакам. Почему со времени низложения ceгo гетмана последовал г-ну Бутурлину указ [1688] о возвращении магистрату всех его прав, владений и доходов. При всем том от сего случая Киевского полку старшина и козаки открывали свои требования на разные магистратовые поместья и особливо на право питейной продажи [проблема шинкування (тобто виготовлення та продаж міцних напоїв) протягом тривалого часу була справжнім «каменем роздору» між київськими міщанами (що мали привілей на монополію) та казацтвом. Конкурентна боротьба часто-густо призводила до конфлікті в тому числі – збройних], так что на другой год вторичный в такой же силе последовал указ [1689] Михаиле Григорьевичу князю Ромодановскому [при сем случае высочайшею грамотою от 7197 года подтверждены магистрату все его права и владения, коими исстари владел, и уничтожены требования на оные тогдашних козаков и некоторых киевских монастырей], который тогда принял правление в Киеве.
В сем году на прошение Киево-Печерской лавры и во уважение сего святого места их величества соизволили жаловать высочайшую грамоту на разные лавре и архимандриту ее преимущества, в рассуждении его чина и церковного чиноположения [в 7196 году от 20 июля высочайшая грамота их величеств митрополиту Гедеону, чтобы он в силу древних прав до дел святой лавры не касался].