1699 г.
Берлинский М. Ф.
Понеже в силу состоявшихся прежних грамот и указов ради спорных обстоятельств не мог еще Киевский магистрат вступить в прежние свои права и владения, для того опять на прошение его последовала высочайшая его величества Петра I грамота, утверждающая все его вольности и владения, на которые еще тогда киевские некоторые монастыри, митрополит и козацкие старшины требование открывали. Сверх того новоучрежденные в Киеве для почты [с. 130] и курьерской должности рейтары [рейтарский полк под именем Иваницкого существовал до 1725 года, когда он распределен в драгунские полки, и только из него пятьдесят человек, годных к должности куриерской, оставлены; почти же тогда возложена на городское содержание. В таком числе команда сия пребывала до 1765 года, когда по новому штату определено состоять оной из шестидесяти рейтар и 12-ти человек толмачей или переводчиков. Наконец, в 1797 году команда сия совершенно уничтожена], кроме назначенного для их содержания, многое присваивали.
В последующие годы частию по тем же причинам и претензиям, частию по потворству Мазепы еще не последовало городу исполнительного удовлетворения, то в подтверждение сей государственной грамоты еще подобные такового же содержания от его величества городу жалованы в 1700 и 1710 годах [сия грамота жалована по ходатайству князя Меньшикова в рассуждении похищенных Мазепою прав городских]. Сими тремя грамотами утверждены все права, вольности и владения Киевского магистрата, которыми он преимуществует и которые подтверждаемы были их величествами высокими его преемниками.
Исполнение сей высочайшей воли поручено было [указ губернатору Фамендину от 1700 года 17 августа], во-первых, тогдашнему губернатору киевскому, генерал-майору Фамендину, который как духовных, так и воинских претендаторов успокоил по сему обстоятельству, ограничив каждого требования по силе старинных прав или новых предписаний.
Еще в конце XVII-гo века Киевософийский монастырь, как можно приметить из гетманских универсалов, в бытие приведен или по крайней мере переименован вместо архиерейского дома монастырем [в высочайшей грамоте 7197 года 11 апреля, преосвященному Гедеону данной, упоминается домом архиерейским, а в других – монастырем]. Содержание cero монастыря в рассуждении его важности было недостаточное, ибо бывшие архиерейские владения со времен рождения унии пришли во власть митрополита того закона, а оставшиеся во время войн совершенно разорены. Почему разными универсалами жалованы [универсалом от 1691 года жалована сему монастырю опустелая Белогородка; кроме того, другие есть универсалы на другие владения и некоторые права, которые тремя высочайшими грамотами Петра I были утверждаемы] и потом высочайшими грамотами утверждены архиерейскому кафедральному монастырю бывшие отчины, который в конце сего еще столетия был весьма в разорительном положении, так что кроме соборной церкви и бедных келий никакого строения ее имел, почему около сего уже времени принято намерение о устроении его [указ Петра I от 1692 года о снесении некоторых частных домов для расширения монастыря, которое место занимают теперь трапеза, дикастерия, колокольня и конюшный двор].