1695 г.
Берлинский М. Ф.
В 1695 году вместо Хованского принял в Киеве правление боярин и наместник дорогобужский князь Данило Борятинский, однако на третий год [1698] переменил его князь Петр Иванович Большой Хованский с одним при нем бывшим стольником. Сей год ради повсеместного неурожая всяких жит в Малороссии изображается в записях весьма бедственным для народа.
Последнее десятилетие сего века отличает период сей построением многих в Киеве церквей, и поныне существующих, и возобновлением некоторых монастырей, что по большей части на счет угасшей памяти гетмана Мазепы было производимо. Нет опаснейшей, ненавистнейшей в общежитии твари той, которая умеет стыдные свои пороки или властолюбивые происки скрывать под завесою доброжелательства, благовидной пышности и ревностного благочестия. Дело сего лицемера было: сооружение двух по южную и северную сторону у кафедрального собора св.Софии приделов со устроением в оных на нижнем и верхнем этаже четырех престолов [маються на увазі галереї, збудовані ще в XI ст., але напівзруйновані в часи післямонгольського лихоліття, їхні фасади були оформлені в стилі українського барокко]. Возобновление из основания в 1693 году настоящей Киевобратской большой каменной церкви Богоявлений господних и по левую ее сторону вместо деревянных сооружение каменных школ [еще около 1730 года видимы были гербы на окошках классных сего нечестивого основателя], что ныне составляет нижний этаж оных [верхній, найімпозантніший ярус старого корпусу академії добудовано в 30-ті роки XVIII ст. за митрополита Рафаїла Заборовського – відомого мецената та аматора мистецтва]; при сем исходатайствовал от их царских величеств грамоту сему училищу [статут академії для Києво-Могилянської колегії був офіційно затверджений у 1701 р.].
[Высочайшая грамота от 7202 года 11 генваря в Киевскую академию на право обучения в оной единственно православного юношества кроме латинского и эллинского языков, поэзии, риторики, философии и богословии на представление митрополита ректору сих школ Иоасафу Кроковскому жалована. Причем ректору и учителям как денежное, так и хлебное жалованье определено.
Сия грамота потом другою высочайше подтверждена в 1701 году от 26 сентября ректору академии отцу Калачинскому по докладу преосвященного Варлаама Ясинского в рассуждении причиняемых от гражданства и воинских команд сему училищу обид, с представлением суда и расправы ректору и префекту под главным веданием киевского митрополита, и указано не мешаться в оную гражданскому правительству кроме когда управа та не будет порядочно митрополитом производима. В 1742 году декабря 11 блаженной памяти императрица Елизавет Пет ровна высочайшею грамотою подтвердила сии права].
Около сего времени Пустыннониколаевский монастырь переведен [сие происшествие не преже 1690 года 7 июня последовало, когда и высочайшая грамота на сей случай сему монастырю жалована] из древнего своего местоположения ниже настоящего монастыря, на осевшем косогоре существовавшего, на настоящее его пространство, где коштом сего же основателя сооружена каменная большая церковь святителя Христова Николая и при ней каменная с церковию же трапеза [Микільський монастир виник на терасі корінного берега Дніпра при Миколаївській церкві, збудованій старанням мадярського ватажка Олмоша у 80-ті роки IX ст. (нині – урочище Аскольдова могила). Новий великий собор (так званий Військовий) з мурованою дзвіницею і трапезною палатою споруджений коштом Івана Мазепи на краю Печорського плато (архітектор Осип Старцов)]. Прежний же монастырь с настоящею деревянною церковию долгое время слыл под именем ветхого монастыря.
Между прочими произведениями, устрояемыми по Малороссии, существует сделанная в 1698 году от лукавого набоженства сего гетмана большая около Печерской лавры каменная, на 550 саженей простирающаяся ограда в церковию Bсеx Святых на север[с. 129]ных ее вратах, так называемых Экономских, в поныне существующею [кроме сей еще три существовало им созданные церкви: одна на северо-восточном углу монастыря, превращенная потом в монастырскую палату; другая на вратах, ведущих к пещерам; а третья на углу ограды против Феодосиевской церкви] [Верхня лавра мала три брами: західну (Троїцьку), північну (Всесвятську) та південну (без надворотної церкви). Перша була парадною, розрахованою на приймання почесних гостей, друга – господарською. Третя вела до Нижньої лаври, отже була внутрішньою]. В 1691 году на представление киевского митрополита Варлаама Ясинского последовало высочайшее повеление, чтобы упраздненный Доминиканский на Подоле костел превращен был в церковь святых апостолов Петра и Павла и в обитель благочестия, который отдан тогда же в ведомство митрополита, однако еще до 1710 года оставался он без всякого служения.
[В 1710 году, в бытность великого государя Петра І в Киеве отдан сей кляштор вторично грамотою митрополиту Иоасафу Кроковскому, но по недостатку суммы только возобновлен левый его олтарям придел и освящен во имя св.Алексия человека Божия. Прочее же во пространство церкви состояло из одних стен без сводов впусте и пребывало до 1744 года.
Универсалом гетмана от 1695 года отданы сему новому Петропавловскому монастырю по праву бывшего доминиканского преорства, пашенные с продаваемого в городе хлеба пошлины, которые потом присвоены были митрополитанской кафедре].
В 1694 году возобновлена в Печерской лавре коштом некоторого мещанина Максимовича разоренная во время бывших неустройств каменная трапеза с церковию. В 1696 году козацкий киевский полковник Константин Мокиевский соорудил прекрасную о седьми верхах церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Дальних пещерах и выше сей вне монастыря над горою другую каменную же Воскресения Христова, которая ныне составляет приходскую. Потом в 1699 году на месте деревянной близ лавры он же Мокиевский устроил каменную [первоначально сия церковь построена на случай пренесения мощей преподобного Феодосия из пещеры в Великую церковь Печерскую, что последовало в 1091 году при великом князе Всеволоде Ярославиче] на имя преподобного Феодосия церковь. В 1696 году старанием стародубовского полковника Миклашевского сделана в Выдубицком монастыре настоящая св.великомученика Георгия церковь и каменная трапеза, а в 1700 году полтавский полковник Павел Герцик оставил по себе знак своего благочестия – сооруженную на Ближних пещерах церковь Воздвижения честного креста [починаючи від кінця XVII ст. представники козацької старшини здійснюють широке церковне будівництво – ніби змагаючися один з одним у цій справі. Але в 1708 – 1725 рр. настала пауза, коли серед репресивних заходів Петра І проти України була заборона будь-якого мурованого будівництва].
Доверенность великого государя Петра I к сему недостойному гетману [в ранній період гетьманського врядування І. Мазепа (як і більшість його попередників) орієнтувався на Російську державу, сподіваючися на об'єднання Лівобережної та Правобережної України під царським скіпетром – на грунті політичної автономії. Але намір Петра І остаточно ліквідувати цю автономію змусив його до переорієнтації на Швецію. Виступ 1708 – 1709 рр., хоча й зазнав поразки, але затримав на певний час ті плани. Остаточно ліквідація автономії України затяглася до часів Катерини II] была столь велика, что кроме великих высочайших оказываемых ему милостей и отличных почестей отдана была вся Малороссия в полное его расположение. Равным образом и Киев совершенно зависел от его предписаний [шесть универсалов сего гетмана находится в магистрате от разных годов], почему как он, потом и два преемника его гетманы региментарами киевомагистратских конников и оруженосцев назывались [см. Местное описание города Киева, стр. 247].