Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Лавра

Берлинский М. Ф.

Сей древнейший в России монастырь, служивший образцом чиноположения иноческого в нашем отечестве, был в начале своем мал, окруженный едва проходимыми лесами, которые тогда весьма способствовали благонамерениям отшельников; ныне красотою и величественностию своею образует торжество знаменитых подвигоположников [стр. 42, 43, 46, 49, 60, 73, 87, 89, 97, 109, 122, 128, 137, 161]; окружен весьма толстою, высокою, на 550 саженей в окружности простирающеюся каменною стеною [стр. 129 – 130]; на западных вратах оной, называемых Святыми, возвышается церковь живоначальной Троицы с позлащенным куполом [Троїцька або Свята (західна) брама Печорського монастиря збудована близько 1108 р., за переказами, коштом чернігівського князя Святослава Давидовича (Микола Святоша). Збереглася до наших днів повністю, але декорована на початку XVIII ст. в стилі українського барокко. В інтер'єрі – унікальний ансамбль монументального живопису, виконаний в 30-ті роки XVIII ст. київськими живописцями школи Алімпія Галика. Мури монастиря споруджені коштом гетьмана І. Мазепи на переламі XVII – XVIII вв.], принадлежащая Больницкому лаврскому монастырю, который, близ ее внутри [с. 231] ограды из древних времен существуя [стр. 50], составляет особенное отделение и, кроме того, имеет внутри другую больничную церковь [церква шпитального Миколи кінця XVII ст. збереглася до наших днів на північ від Троїцької брами, в центрі особливого Шпитального двору. Шпитальний монастир (богодільня) існує в Лаврі від часів Київської Русі].

На северо-западных лаврских вратах, называемых Экономскими, находится третья о пяти верхах во имя Всех Святых церковь [стр. 129 – 130] [збудована в кінці XVII ст. коштом І.Мазепи. Збереглася в первинному вигляді (архітектура українського барокко). В інтер'єрі – цікаві розписи, виконані учнями живописної школи І.Їжакевича на початку XX ст.].

Главнейшее здание в чудотворной лавре сей есть соборная большая Успенская пресвятой Богородицы церковь [построение ее – стр. 46; возобновление – стр. 92, 137], стоящая на средине монастыря, которой длина на 21, ширина на 20 ½, а вышина до кровли на 7 саженей простирается [Успенський собор Печерського монастиря збудований від 1077 р. Постраждав від землетрусу і був відбудований у 1230 р. Певні будівельні роботи (їх масштаб і характер невідомі) здійснювалися в другій половині XV ст. за врядування Симеона Олельковича (це засвідчено написом на надгробку князя, похованого в тому соборі). Останні переробки в стилі українського барокко здійснено в кінці XVII та на початку XVIII ст. В кінці XIX ст. рішенням церковної влади знищені стародавні розписи і замінені новими в псевдоакадемічному стилі (не мали художньої цінності). Собор висаджено в повітря німецько-фашистськими загарбниками восени 1941 р.]. Семь позлащенных верхов придают величественную ей красоту, коих куполы покрыты листовым золотом, а главы, как и главный купол с своею главою, вызолочен из огня. Внутри вся, а снаружи в пристойных местах украшена иконописанием. В нижнем этаже, кроме главного, находится пять престолов, а в верхнем – четыре. Место сие, прославленное издревле добродетелями святых божиих угодников, делали погребенных здесь великих и знаменитых мужей, коих не только портреты, погребальные монументы, но и засвидетельствования их благочестия видны; отличается еще редкостию укладов, драгоценностями, богатством и великолепным украшением [см. Краткое описание лавры, в 1795 году напечатанное. В сей церкви находятся мощи святителя Христова Михаила первого митрополита киевского, в 1730 году из Ближних пещер перенесенные (на что и грамота высочайшая в лавре хранится), а в сии из Десятинной церкви 1103 года внесенные. Перст архидиякона Стефана в 1717 году из Молдавии принесенный. Мощи под спудом преп. Феодосия, в 1091 году из пещеры принесенные. Глава с.князя Владимира, о коей см. стр. 111, и в левом углу каменный монумент князя Острожского].

В недалеком расстоянии от нее возвышается здание наилучшей архитектуры – Печерская колокольня, которой высота с куполом около 44 сажен простырается [стр. 147. Высота Печерской колокольни с куполом 43 саж. 2 арш. 2 верш. Впрочем, колокольня Святотроицкой Сергиевой лавры имеет высоту только 41 саж, и 1 аршин с куполом; а Ивановская в Москве 38 саж. 1/2 арш. с крестом. Краткое описание Печерской лавры. В ясную погоду посредством хорошей зрительной трубы можно из верхнего этажа ее видеть города Козелец, Васильков, Переяслов и вообще окрестности более нежели на 120 верст] [збудована в 1731 – 1744 рр. Висота (з хрестом) – 98 м. На верхньому ярусі – годинниковий механізм, що працює і нині]; устроена восьмиугольною фигурою о четырех этажах, в коих столбы видимы разных ординов, глава же и купол позлащены [стр. 147].

Между сею колокольнею и собором находятся весьма искусно и рачительно сделанные солнечные часы [не збереглися. На їх місці – невеликий сквер]. По правую сторону собора – трапеза с храмом св.апостол Петра и Павла, также с позлащенным куполом [стр. 51, 130] [мається на увазі трапезна, збудована у XVII ст. Вона була розібрана в кінці XIX ст., коли на її місці споруджено нову, яка стоїть нині {архітектор В.М.Ніколаєв). В інтер'єрі – цікаві розписи І.Їжакевича]; к оной примыкаются архимандричьи покои [построены в 1727 году] [палац митрополита. Певний час київський митрополит вважався печорським архимандритом. Будівля збереглася до наших днів; в ній міститься Музей українського народного мистецтва. Богоявленська церква при архієрейському палаці збудована на початку XX ст.], расположенные частию над горою с изрядным при них садом.

По северную сторону большой церкви видимы старинной архитектуры здания, в коих помещается типография и разные монастырские службы [стр. 98, 137] [Лаврська друкарня і так званий Ковнірівський корпус (середина XVIII ст.); збереглися до наших днів. У першій міститься Музей книги, а в другому – Музей історичних коштовностей УРСР]. Два большие монашеские флигели [построены в 1727 году и переделаны в 1787 году], идущие от Святых ворот в длину монастыря, и третий от Экономских ворот простирающийся к собору, все покрыты листовым железом, как и прочие кельи и строения, кои все почти суть [с. 232] каменные [так звані келії соборних старців; збереглися до наших днів. Збудовані після лаврської пожежі 1717 р. Корпус, що йде до Економічної брами, надбудований у XIX ст.].

Позади церкви между двумя монастырскими оградами спускается вымощенная плитным камнем дорога, ведущая к Ближним пещерам, к которым, вышедши сперва нижними лаврскими воротами [Південна брама Верхньої лаври. Будівля, що стоїть зараз, належить до початку XIX ст.], нисходят крытою деревянною галереею [збудована в кінці XVIII ст.; збереглася до наших днів].

Место Ближних или Антониевых пещер [стр. 43] составляет особенный монастырь, управляемый своим начальником, который, равно как и начальник Дальних пещер монастыря, зависят от лаврского архимандрита и ее собора. Над Ближними пещерами находится изрядная каменная церковь Воздвижения честного креста [стр. 130. Сия церковь около 1769 года возобновлена] [збудована близько 1700 р. коштом київського [полтавського] полковника П.Герцика, збереглася до наших днів], из которой ход есть в пещеры и выход из оных поза алтарем [Ближняя пещера простирается по левую сторону Крестовоздвиженской церкви в земли под монастырскими садами во глубине различной, но не более восьми сажен. Состоит больше нежели из 15-ти улиц и переулков; коих широта различна, но не превосходит 1 1/2 аршина, кроме пространств трех внутренних пещерных церквей и трапезы преп. отец. В сей пещере видимо в разных местах почивает 52 мощей св.угодников и в одной камере двенадцать каменосечцев, строивших соборную Успения пресвятой богородицы церковь. Сверх того в затворах несколько известных и множество неизвестных святых затворников находится. В разных местах сей пещеры хранится еще 30 св.мироточивых глав, некоторые же улицы суть пусты и непосещаемы. Материк сих пещер и вообще всей горы есть пещано-глинистый и затвердевший внутри пещер в совершенный пещаниковый камень, почему не предвидится и не требуется здесь никакой починки]. Косогорное положение сего монастыря как от Днепра, так и от глубокого оврага, укреплено высокою толстою отлогою кирпичною стеною, составляющею отчасти ограждение его [стр. 197] [так звана стіна Дебоскета – цікава пам'ятка інженерного мистецтва другої половини XVIII ст.; збереглася до наших днів]. От сего места чрез оный овраг и чрез сады проходят крытою галереею, на 88 саженей простирающеюся к югу до Дальних или Феодосиевых пещер [збудована в кінці-XVIII ст.; збереглася до наших днів].

Положение сего другого монастыря хотя также ниже лавры, но выше Ближнепещерной обители. В оном есть изрядная каменная на крепостном бастионе церковь Рождества пресвятой Богородицы [стр. 130] [збудована в 1696 – 1698 рр. коштом полковника Мокиївського; збереглася в первинному вигляді до наших днів] и при ней о двух этажах весьма видная колокольня [сия колокольня в 761 году отделана и таковая же в Ближнепещерном монастыре в 763 году [дзвіниця на Ближніх печерах (архітектор С. Д. Ковнір) стоїть над дерев'яною галереєю між Південною брамою Верхньої лаври і Здвиженською церквою]] [так звана Мала або Ковнірівська дзвіниця на Дальніх печерах – видатна пам'ятка архітектури середини XVIII ст. (архітектор С.Д.Ковнір). Збереглася.до наших днів у первинному вигляді].

Ниже сей к северо-востоку другая малая церковь [сия церковь построена киевским жителем Новицким 1679 года] [Ганнозачатіївська церква збудована в кінці XVII ст.; збереглася до наших днів], из которой в 1763 году сделан новый ход в пещеры [Дальние пещеры простираются гораздо в большую глубину, нежели Ближние, состоящие более нежели из тридцати переулков, расположенных частию также под садами, частию под самым сим монастырем; а большая часть их, называемых Варяжскими, кои суть пусты и непосещаемы, простирается далеко внутри горы на юго-восток вне крепостного строения. О сих последних пещерах уверяют, что они существовали еще до времен Олеговых. В сей пещере открыто почивают 32 мощей святых угодников и часть с.младенца, от Ирода убиенного, кроме некоторых известных и многих неизвестных затворников. Показывают еще до 30-ти мироточивых глав, находящихся в разных местах. В сей пещере также три устроенные церкви. Материк сей горы есть пещано-глинистый; но открывающиеся родники заставили в некоторых местах внутри сделать кирпичную починку], или же особливою галереею проходят вниз, ближе ко Днепру и ко другому входу пещерному, обращенному галереею своею к реке. Сие то последнее место, находящееся у крутого косогора, обращенного более к северу, с давнего времени угрожало разрушением [стр. 149, 168 – 169] и теперь к совершенному пришло было падению, но боголюбивейший из скипетродержцев, благочестивейший государь наш император Павел I, возлюбивый от младенчества благолепие дому божия и место сие святыни его, благоволил пособить натуре, неведущей драгоценных святых залогов, хранящихся здесь в недрах земных, и вследствие сего благочестивейшего повеления уже в 1798 году заложено от Днепра каменное основание будущего укрепления горы. [с. 233]