Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Как произошла авария на АЭС США

Н.Сетунский

[А у самих що робиться]

Нью-Йорк. Газеты «Бостон глоб», «Крисчен сайенс монитор» и другие напоминают сейчас о том, как американские власти во время аварии на АЭС «Тримайл айленд», крупнейшей в истории атомной промышленности США, преднамеренно вводили в заблуждение американцев, умалчивали о подлинных масштабах и причинах аварии. Действительно, авария на «Тримайл айленд» стала символом неблаговидное политики властей и ядерных монополий, направленной на то, чтобы сознательно и любой ценой скрыть правду о несчастных случаях на американских АЭС, которых насчитываются тысячи [1].

…Предупреждение было суровым и категоричным. 26 января 1979 года авторитетная организация Союз обеспокоенных ученых опубликовала доклад о положении в американской атомной промышленности. 16 АЭС должны быть немедленно закрыты, поскольку из-за неполадок в энергосистемах на каждой из них в любой момент может вспыхнуть пожар, который выведет из строя средства безопасности и вызовет катастрофическое выделение радиации. В списке таких АЭС числилась и «Тримайл айленд», расположенная в 16 километрах от Гаррисберга (штат Пенсильвания).

Предупреждение это игнорировала не только компания «Метрополитен эдисон», владелец АЭС, но и правительственная комиссия по ядерному регулированию, на которую возложен контроль над деятельностью атомных электростанций. Ни одна из находившихся в аварийном состоянии АЭС не только не была закрыта, но и не было произведено их должного обследования.

Около 4-х часов утра 28 марта во втором реакторе «Тримайл айленд» вышла из строя система охлаждения. Возникла угроза взрыва накапливавшегося водорода, и специалистам пришлось выпускать в атмосферу радиоактивный пар. Между тем «Метрополитен эдисон» хранила полное молчание о произошедшем на станции, не известив о ней ни городские власти, ни население, ни даже персонал, находившийся в зоне аварии. В этот и последующие дни выделение радиации продолжалось, причем повышенный ее уровень был зарегистрирован в 37-километровой зоне. Но корпорация и комиссия по ядерному регулированию вели себя так, как будто ничего не произошло. Не будет никакого «значительного» воздействия на здоровье жителей близлежащего района, уверял председатель комиссии Дж.Хендри, выступая 29 марта в палате представителей конгресса. «Обыкновенная дезинформация» – такое заключение дал позже этим уверениям профессор медицинской физики Калифорнийского университета Дж.Гофман.

«Обыкновенная» по чьим стандартам? Прибывший 29 марта в район аварии профессор физики Питтсбургского университета Э.Стернглэсс заявил на основании собранных им данных, что радиационный эффект соответствовал тому, который бывает при взрыве ядерной бомбы. На опасность уровня радиации указал в тот же день и лауреат Нобелевской премии биолог Дж.Уолд.

Уже через несколько дней стало известно, что комиссия по ядерному регулированию лгала. Тот же Хендри, выступая в конгрессе в апреле, признал, что на момент его «оптимистического» заявления этот орган даже не располагал приборами для измерения уровня радиации, которые были установлены лишь спустя несколько дней.

Но и этим «обыкновенная» ложь «Метрополитен эдисон» и комиссии не закончилась. Позже выяснилось, что корпорация а первые часы аварии вообще не известила персонал и население о выделении радиоактивных веществ в атмосферу. Умолчала она и о том, что 29 марта почти 1.4 млн.литров загрязненной радиацией воды было тайком слито в реку Саскуэханна. «Я не вижу причин, почему нам нужно извещать вас о каждом нашем шаге», – цинично заявил представитель компании.

Скрывали корпорация и комиссия по ядерному регулированию и другие «детали» аварии. Только 31 марта комиссия объявила, что, оказывается, в первый же час аварии взрыв водорода все-таки произошел. Всячески пыталась утаить «Метрополитен эдисон» и некоторые из причин аварии, упирая на ошибку, допущенную кем-то из технического персонала. Только в апреле выяснилось, что в нарушение правил безопасности компания за две недели до аварии поставила на профилактический ремонт сразу три насоса для накачивания охлаждающей жидкости. Тогда же стало известно и еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что, изловчившись ввести в действие второй реактор 31 декабря 1978 года, а не в 1979 году, корпорация получила дополнительно 49 млн.долларов за счет более раннего повышения тарифов на электроэнергию.

Постыдную роль сыграли местные власти в том, что касалось эвакуации жителей близлежащих районов. 30 марта губернатор Пенсильвании Р.Торнберг утверждал, что нет необходимости в «принудительной» эвакуации. За этим крылась неподготовленность властей к эвакуации – к размещению людей, их трудоустройству,

По данным местного управления гражданской обороны, уже в первые несколько дней из близлежащих к АЭС районов выехали примерно 80 тыс.человек – более 50 проц. всего населения. Многие из них так никогда и не вернулись в родные места. В 1980 году существенно сократилось и население Гаррисберга.

Позиция комиссии по ядерному регулированию вызвала не только решительное осуждение ее общественностью, но и критику в конгрессе, который получил доклад о катастрофе лишь десять дней спустя. Сенатор Э.Кеннеди заявил, что ее «политика чревата серьезными последствиями для здоровья населения». Влиятельные силы, действуя за кулисами, ставили палки в колеса и специальной правительственной комиссии по расследованию аварии. Долгое время комиссия была даже лишена права вызывать свидетелей для дачи показаний.

Когда же в конце октября она все же опубликовала доклад, то одной из главных рекомендаций было упразднение комиссии по ядерному регулированию. Этот орган, отмечалось в документе, выдает лицензии корпорациям на открытие АЭС, предавая забвению вопросы безопасности.

На эту рекомендацию Белый дом не обратил никакого внимания. И нет никаких признаков того, что благосклонное отношение комиссии к ядерным монополиям существенно изменилось. «Опытные наблюдатели согласны с тем, что рано или поздно на реакторах в США произойдет новая серьезная авария», – отмечает «Крисчен сайенс монитор».

Правда Украины, 1986 г., 8.05, № 105 (13375).

[1] Думаю, що тисячами рахують не АЕС, а нещасні випадки.