Чуткость
[Передова стаття]
Екатерина Сергеевна Дерконос живет в Обухове, неподалеку от Киева, работает на местном заводе хозяйственных изделий. Жители этого городка хорошо знают ее как прилежную работницу и глубоко уважают за отзывчивый и добрый характер. За эти человеческие качества избирали депутатом районного Совета. Добрая душа, – отзываются о ней соседи.
Сегодня о Екатерине Сергеевне говорят с особым почтением и уважением. Когда случилось несчастье на Чернобыльской АЭС и в Обухов приехали эвакуированные, Е.С.Дерконос тут же решила: пусть в мой просторный дом поселятся три семьи, а я пока у дочки поживу. Свое решение объяснила просто: «У людей несчастье. Помогать людям надо».
Да, дорогие товарищи, в этом наша сила. Когда где-то и с кем-то случается беда, тут же навстречу протягивают руку помощи тысячи и тысячи людей. Недаром в народе в чести такие мудрые изречения: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу», «Живи для людей – поживут и люди для тебя», «Я тебе помогу, ты мне, это – первый закон на земле».
О таких, как Е.Дерконос, как жители села Обуховичи и Станишовка Иванковского района на Киевщине Б.Ус, В.Бабенко, Н.Хоменко, А.Мусиенко и многих других замечательных людях говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, выступая 14 мая по советскому телевидению:
«Самой высокой признательности заслуживают жители районов, которые сердечно приняли эвакуированных. Они восприняли несчастье соседей, как свое собственное, в лучших традициях нашего народа проявили чуткость, отзывчивость и внимание».
Советские люди в своих письмах и телеграммах в партийные и советские органы, в редакции газет, телевидения и радио, выражая сочувствие и поддержку пострадавшим, изъявляют горячую и искреннюю готовность взять детей на летнее время. Имеется немало просьб о направлении для выполнения работ в районе аварии. Эти проявления человечности, подлинного гуманизма, высокой нравственности не могут не волновать каждого из нас.
Вместе с тем советских людей глубоко возмутила в высшей степени аморальная и разнузданная кампания лжи, которую развязали вокруг Чернобыля правительства, политические деятели и средства массовой информации некоторых стран НАТО и особенно США. Ее организаторов меньше всего интересовала истинная информация об аварии, меньше всего волновала судьба людей в Чернобыле, на Украине, в Белоруссии, в любом другом месте, любой другой стране. Им был нужен повод, чтобы, уцепившись за него, попытаться опорочить Советский Союз, его внешнюю политику, ослабить воздействие советских предложений по прекращению ядерных испытаний, по ликвидации ядерного оружия.
Почему корреспондентов правых буржуазных газет, скажем, не заинтересовал такой факт: 144 семьи строителей и работников Хмельницкой атомной станции, в том числе слесаря В.Волковинского, оператора А.Лавренюка, шофера И.Максимчука и других в эти майские дни получили ордера на квартиры в новом доме. Узнав о беде, постигшей чернобыльцев, они решили: мы подождем, пусть в наши квартиры вселяются эвакуированные. Распахнув перед людьми широко двери нового дома, хмельничане раскрыли перед ними свои заботливые и чуткие к чужой беде сердца! А разве не представляют интереса для зарубежного читателя те тысячи писем и телеграмм, которые со всех уголков Советского Союза идут в эти дни в адрес партийных, советских и хозяйственных органов нашей республики и Киевской области, в которых предлагается конкретная помощь в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС?
Но эти и многие другие проявления человечности и высочайшего гуманизма, как убедились советские люди, мало интересовали организаторов новой волны истерии, раздутой вокруг аварии в Чернобыле. Прикрываясь насквозь лживой «заботой о людях», «тревогой об их здоровье», газеты ряда стран Запада состязались лишь в том, кто больше сочинит небылиц, вызовет больше страха. Столь постыдная спекуляция на несчастье, как вынуждена признать сейчас сама «большая пресса» США и ряда стран НАТО, и на этот раз потерпела крах. Кроме бесчестья и презрения мастера лжи и дезинформации ничего не заработали.
Достоверно другое: весь мир с восхищением и пониманием воспринимает мужественные действия наших людей, своевременные и энергичные меры, предпринятые Советским правительством по ликвидации аварии на атомной станции. Это и только это сегодня – самая большая правда.
Да, как всегда, в час серьезных испытаний сполна раскрывается высокий гуманизм советского человека, его чуткость и бескорыстие, готовность прийти на помощь попавшему в беду. Такова наша коммунистическая мораль. И что бы ни сочиняли западные писаки, она есть и будет всегда. И будет всегда в сердцах советских людей непоколебимая вера в родную Коммунистическую партию, которая все делает во имя человека и для блага человека.
«Первейший долг сейчас, – подчеркнул М.С.Горбачев в беседе с видным американским общественным деятелем А.Хаммером и доктором Р.Гейлом, – помочь людям, пострадавшим от аварии. Самое ценное – это человек, каждая жизнь. И главная забота Советского государства – сделать все возможное для охраны и восстановления здоровья людей, возместить понесенный ими ущерб».
И это прекрасно знают наши люди. «Центральный Комитет, правительство, вся страна заботятся о том, чтобы авария на нашей станции принесла меньше беды, – говорит пенсионерка Анна Владимировна Василенко, переселившаяся со своей семьей временно в село Андреевку Макаровского района на Киевщине. – Больше стало уверенности, что вскоре вернемся в свое село. Всем добрым людям хочу сказать сердечное спасибо за чуткость!».
Как в родной семье чувствует себя каждый переселенец. Как самым близким протянула им вся страна руку помощи. Наша монолитность, благородное чувство семьи единой мощ ной плотиной преграждают путь неожиданной беде. И верно пишут многие читатели: сегодня лучшая помощь Чернобылю – более производительный и эффективный труд каждого на своем рабочем месте.
Правда Украины, 1986 г., 18.05, № 113 (13383).