Убеждать личным примером
А.Сокол. Корр.«Правды Украины». с.Иловница Чернобыльского района Киевской области
Только дело твое, пример – вот лучший организатор, пропагандист, агитатор. Так работают в эти дни коммунисты Чернобыльской АЭС по преодолению последствий аварии. Однако можно и надо работать еще лучше, решили они на открытом партийном собрании, предъявляя повышенные требования к каждому. Наш корреспондент запечатлел на снимке начало собрания. Оно, как видим, состоялось на открытом воздухе. В такой обстановке проходили собрания коммунистов на фронте, перед наступлением.
Заметки с партийного собрания Чернобыльской АЭС читайте на 2-й странице.
В пионерском лагере это место называли смотровой площадкой: ребята демонстрировали тут свои таланты, свое умение. Нынче на зацементированном пятачке танцплощадки – красный стол для президиума, на скамейках амфитеатром – множество людей в светлых костюмах-спецовках и белых шапочках. На партийное собрание АЭС пришли все, кто мог: оно открытое.
– В зоне сейчас 250 коммунистов, – сообщает секретарь парткома С.К.Парашин. – Часть из них – на вахте, остальные здесь.
Первое после аварии партийное собрание объявляется открытым. На повестке дня два вопроса: прием в партию и задачи коммунистов. На выступления отвели не более пяти минут.
Рабочий лагерь энергетиков и сейчас в зоне повышенной радиации. А каково на АЭС? И что было здесь в ночь, когда грянула беда?
– Мы не дрогнули, не побежали, – говорит в наскоро поставленный микрофон заместитель начальника цеха центрального ремонта Ю.П.Юдин. – И не только наш цех.
Сосед шепчет мне, наклонясь:
– Юдин встретил аварию на работе. Спасал станцию, пострадавших. Но Юдин не говорит об этом ни слова. Скромны и другие. А не сказать о том, как действовали коммунисты, нельзя.
Первый удар приняли на себя пожарные и операторы. Член КПСС В.И.Перевозченко – начальник смены операторов. Когда все погрузилось во мрак и в помещения хлынула вода, – понял: беда. Тем не менее боролся с водой, перекрывал. Оставался на посту до последнего.
В парткоме – объемная папка свидетельств очевидцев, как героически действовали люди. Администрация станции убеждена: благодаря героям пожар не перекинулся на всю АЭС, сохранено три блока.
Коммунисты сказали свое слово, когда потребовалось обуздать опасную и грозную силу вышедшего из-под контроля атома. Мастер сварщиков В.М.Елинов в кратчайшее время сконструировал и изготовил с товарищами контейнеры для вертолетчиков. Из них выбрасывали мешки в разрушенный реактор, заглушая очаг излучения. Мастер, ветеран войны А.Б.Белинский быстро и умело определил, есть ли вода под реактором, сумев одолеть сильно «простреливаемый» коридор.
Дозиметрист Б.Р.Сабирьянов пока не коммунист. Лишь подал заявление. Биография комсомольца – в нескольких предложениях. Плавал на Каспии, добывал рыбу. Три года – на АЭС.
– Что побудило именно сейчас вступать в партию? – спрашивают его.
– Сегодняшний день как бы говорит мне: надо всегда быть впереди.
Рассматривается второе заявление – мастера С.Г.Пичурина. На АЭС – после института. Активный общественник.
– В день аварии, – рассказывает, – прибыл на станцию к 10 часам утра и пробыл до 18. Работал четыре смены подряд…
Обоих единогласно приняли кандидатами в члены КПСС. Молодые вслушиваются в выступления старших – идет серьезный разговор о том, что делать, как действовать.
– Сегодня основные силы брошены на то, чтобы локализовать четвертый блок и навсегда заглушить его, «похоронить» в толще бетона, – говорит директор станции В.П.Брюханов. – Но не менее важна и другая задача. Необходимо также готовить к пуску первый и второй блоки.
– В Припяти развернулись работы по дезактивации, – сообщает главный инженер жилищно-коммунального управления станции Н.С.Беспрозванных. – Наш город будет жить. Но нужны усилия. Предстоит трудная работа.
Собрание определяет, какими путями следует идти. Одна из главных задач – сохранить людей, правильно распределить силы. Коммунисты вносят конкретные предложения:
– В рабочем лагере необходимо четче организовывать дело.
– Грамотнее продумать обслуживание временно остановленных реакторов.
– Беречь добро, щедро направляемое страной на АЭС.
Каждый коммунист, подчеркнуло собрание, обязан лично подавать пример, – на работе, на отдыхе, в семье.
– Этого, к сожалению, не скажешь о руководителях цеха дезактивации, – отметила заместитель секретаря цеховой парторганизации Л.П.Безрукова. – Их не видно на промплощадке. Между тем работа здесь организована нечетко.
Коллектив АЭС, отмечали выступающие, трудится в сложных условиях. Ему предстоит решить ряд социальных проблем. Нуждаются энергетики в своевременной и точной информации о положении дел.
Собрание постановило: в ближайшее время отчитаться каждому члену КПСС о личном вкладе в ликвидацию последствий аварии.
После собрания был час вопросов и ответов. В нем участвовали второй секретарь Киевского обкома партии В.Г.Маломуж и первый секретарь Припятского горкома А.С.Гаманюк.
…Секретаря парткома АЭС ждало сообщение. Находящийся на лечении в Москве оператор реакторного цеха, кандидат в члены КПСС А.П.Ювченко просит рассмотреть его заявление о досрочном приеме в партию.
– Жаль, что не знали об этом до собрания, – сокрушался Сергей Константинович. – Но ничего, срочно рассмотрим.
Партком состоялся без промедлений. Постановили: просить вышестоящие партайные органы удовлетворить – в порядке исключения – просьбу коммуниста, проявившего мужество и стойкость при выполнении служебного долга.
Вслед за этим А.П.Ювченко отправили телеграмму: «Дорогой Александр Петрович, вы единогласно приняты в члены Коммунистической партии Советского Союза. От всей души поздравляем вас. По поручению коммунистов первый секретарь Припятского горкома Компартии Украины А.Гаманюк».
На фото : відкриті партійні збори на ЧАЕС
Правда Украины, 1986 г., 18.05, № 113 (13383).