Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Трассы ведут к Чернобылю

В.Вернодубенко. Корр.РАТАУ

Из Киева в район Чернобыльской АЭС мы двигались тем же путем, которым 26 апреля прошла туда первая колонна из более чем тысячи автомашин. Тогда водители получили распоряжение подготовиться к эвакуации населения поселка Припять.

Разложив карту, заместитель начальника управления грузового автотранспорта Минавтотранса УССР Ю.В.Ратушняк показывает маршрут. Он сам проехал здесь уже не раз, трое суток работал на линии, организовывая перевозку строительных материалов.

Перед поездкой мы встретились с первым заместителем министра автомобильного транспорта республики В.М.Ревой, который в тот первый «аварийный» день повел к АЭС колонну автотранспорта. Виталий Михайлович вспоминает, как водители в выходной день без промедления прибыли на место сбора. Когда объявили, что надо выручать из беды людей, и поинтересовались, кто по каким-либо причинам не может ехать, ни одного такого человека не нашлось.

Менее четырех часов потребовалось транспортникам для эвакуации людей из поселка энергетиков. Но и после ее завершения не оставили своих рабочих мест шоферы киевских АТП 09123, 09124, 09125, автопредприятий Припяти, Чернобыля. Они по нескольку смен трудились, вывозя из 30-километровой зоны жителей ближних к Припяти населенных пунктов. Самоотверженно действовали также транспортники Госагропрома УССР, Минпромстроя УССР, других министерств и ведомств, эвакуируя скот, ценное оборудование, материалы.

Когда мы подъезжали к одной из развилок, Ю.В.Ратушняк показал на трассу, уходящую влево. Машины, которые подлежали дезактивации, уходили туда на пункт обработки, созданный всего за одни сутки. Необычным для себя делом занимались три смены подряд каменщик П.Г.Мирошник, экскаваторщик А.Ф.Рекеда и другие работники во главе с начальником Киевского ремонтно-строительного управления треста «Авторемстрой» Н.А.Слободяником. Они вырыли котлован, уложили щебенку, бетонные плиты. Место сварщика занял управляющий трестом В.А.Тидякин. Была подведена вода, установлены насосы, подключен трансформатор, сделан душ, проведено освещение. Председатель колхоза «1 Травня» Иванковского района Н.Ф.Ермак помог доставить необходимое оборудование, материалы, организовать питание для бригады. На вторые сутки первые экипажи прошли тут санобработку, а техника – дезактивацию.

– Только на пунктах, в создании которых участвовало наше предприятие, прошли обработку более десяти тысяч автомобилей, – говорит начальник Иванковского АТП грузового автотранспорта Д.И.Голубенко.

Ныне на основных магистралях действуют службы дезактивации. На всем пути мы видели, как дозиметристы тщательно «прощупывают» транспорт. Работники ГАИ справедливо заметили, что такие меры позволят закрыть пути распространению пыли из зоны, где идут сейчас работы по дезактивации.

В эти дни на разных участках оперативно ведется развертывание дополнительных пунктов по обработке людей и техники, а также площадок для перевалки грузов, которые затем уже на специальных машинах доставляются к четвертому энергоблоку АЭС. Многое делается для того, чтобы усилить контроль за техникой, идущей со стороны Чернобыля на юг, уменьшить транспортный поток машин в северном направлении.

А техники здесь немало. Она прибыла из разных уголков нашей страны. На железнодорожной станции Вильча Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги – большое оживление. Десятки грузовиков подъезжали к вагонам и груженные уходили в сторону Припяти. Шофер Киевского АТП 23063 Э.И.Высоцкий сообщил, что цементовозы совершили за день 124 рейса.

В тот день водители меняли место своей «приписки» поближе к атомной станции. Более ста машин прибыли в 30-километровую зону на железнодорожную станцию Толстый Лес, находящуюся в Чернобыльском районе.

– Здесь, на новом месте, работа организована посменно, – рассказывает начальник Киевского городского управления грузового автомобильного транспорта И.К.Волковинский. – Организовано бесплатное питание. Только что к месту аварии ушли первые машины с цементом, свинцом, другими материалами. Сегодня идем с опережением задания более чем на 600 тонн.

На станции Толстый Лес можно видеть, как на практике осуществляется все то, о чем сказал руководитель штаба по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по Минавтотрансу УССР, заместитель министра автомобильного транспорта А.Н.Артеменко. Здесь все работают без письменных распоряжений и приказов. И дело идет четко, без срывов. Транспортники всех ведомств действуют в едином ритме. Быстро согласовываются все вопросы с руководством Юго-Западной железной дороги, Главречфлотом Украины.

Вот срочно понадобились запасные шланги к насосам, с помощью которых подают цемент из железнодорожных вагонов-хопперов. Пока я брал короткие интервью у водителей, поступило сообщение: машина с необходимым оборудованием уже вышла из Одессы.

Многие трассы ведут сегодня к Чернобылю.

Правда Украины, 1986 г., 18.05, № 113 (13383).