Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Международное обозрение

Томас Колесниченко

[Від такого ж чую]

Удар колокола

Никто, конечно, не думал-не гадал, что название небольшого украинского городка станет широко известным и войдет в историю. Но в жизни порой случаются события непредсказуемые. Мы впервые реально столкнулись с такой грозной силой, какой является ядерная энергия, вышедшая из-под контроля. И слово «Чернобыль» произносят сегодня на многих языках мира. Произносят одинаково, а звучит оно по-разному…

В международном аспекте авария на Чернобыльской атомной электростанции стала своего рода проверкой политической морали нашего времени. Она еще раз обнажила два разных подхода, две разные линии поведения на мировой арене. Никакой выброс радиоактивности не может сравниться с тем выбросом в эфир и на страницы западной печати антисоветской лжи и клеветы, который наблюдался в последние недели. Особенно усердствовали в США и в ФРГ.

Спрашивается, почему? Почему те самые политические деятели, которые пытались выставлять себя поборниками «прав человека», гуманизма, опустились до низкопробной спекуляции на человеческой трагедии, раздули злопыхательскую, в высшей степени аморальную кампанию? Ответ на этот вопрос дан в выступлении М.С.Горбачева по советскому телевидению: «Им, – сказал он, – нужен был повод для того, чтобы, уцепившись за него, попытаться опорочить Советский Союз, его внешнюю политику, ослабить воздействие советских предложений по прекращению ядерных испытаний, по ликвидации ядерного оружия и одновременно смягчить растущую критику поведения США на международной арене, их милитаристского курса».

Вот ради чего в ход были пущены «достоверные факты» о мнимой гибели при аварии в Чернобыле «тысяч людей», которых «некому похоронить», о «вымершем Киеве» и другие небылицы. Но у лжи, как известно, короткие ноги. И сейчас уже сами зарубежные средства информации (особенно после посещения западными журналистами Киева и района Чернобыля) бьют отбой, фактически признавая провал антисоветской кампании. Более того, в центре внимания оказываются как раз те, кто злорадно хотел бы погреть руки на чернобыльской аварии. Так и американская и мировая печать все больше пишет о ядерных делах в самих США. Выявляются все новые факты о попытках скрыть случаи опасных аварий на американских АЭС, преступно халатное обращение Пентагона с ядерным оружием. На днях агентство АП сообщило, например, что в США около 250 тысяч военнослужащих и 150 тысяч гражданских лиц подверглись в той или иной степени радиоактивному облучению. У многих из них, пишет агентство, развились такие болезни, как рак костного мозга, лейкемия, диабет.

Весьма показателен и скандал, разразившийся в последние дни в США вокруг строительства новых бомбоубежищ. Стремясь вызвать массовую истерию в духе «холодной войны» 50-х годов, власти попытались под предлогом «Чернобыля» протащить решение о строительстве новых убежищ. Как было заявлено в документах Федерального агентства по управлению страной в кризисных ситуациях (ФЕМА), «они позволили бы местным властям пережить период после нападения». Чтобы эта идея выглядела еще более привлекательной, было объявлено, что убежища также «защитят» документы о землепользовании. Тогда те, кто останется жив после атомной войны, смогли бы «сохранить и доказать свое право собственности» на то, что уцелеет. Именно с таким заявлением выступил заместитель директора ФЕМА С.Спек. Но ему не помогла даже забота о «священном» праве частной собственности. Затея с убежищами была в пух и прах раскритикована на Капитолийском холме и в печати как «до смешного нереалистическая» и «потенциально опасная».

Синдром «холодной войны», политический образ мышления, нацеленный на конфронтацию, а не сотрудничество, с лихвой проявились и на встрече руководителей «семерки» в Токио, в прямых попытках США и их союзников поставить в связи с чернобыльской аварией дополнительные преграды на пути развития и углубления и без того трудно идущего диалога между Востоком и Западом. Сейчас в Белом доме все это начисто отрицают. Мы, дескать, тут ни при чем, антисоветскую кампанию не разжигали и вообще, нас «неправильно поняли».

Нет, правильно. И не только у нас. Международные агентства сразу же заметили, что после чернобыльской беды Вашингтон ужесточил свою позицию на женевских переговорах, пытаясь под предлогом «отсутствия информации из Москвы» непонятным образом связать то, что произошло на Чернобыльской АЭС с «проблемой контроля» прекращения ядерных испытаний. А чего только стоят высказывания П.Нитце, сделанные им несколько дней назад на проходившем при закрытых дверях заседании совета предпринимателей крупнейших корпораций. Авария, сказал он, «заставит русских отступить и приостановиться (?!). А в перспективе это станет благоприятным толчком для… серьезных переговоров». Трудно сказать, чего больше в этой фразе – цинизма или лицемерия [1].

Сюда же надо отнести и развернутую сейчас Вашингтоном на волне «недоверия к СССР» кампанию за отказ от соблюдения Договора ОСВ-2 и одновременное дальнейшее наращивание ядерных арсеналов США. Одним словом, делается попытка вообще доказать миру, что переговоры, тем более соглашения с СССР невозможны, и дать тем самым «зеленый свет» дальнейшим военным приготовлениям. Как справедливо отметила на днях французская «Юманите», «цель начатой на Западе пропагандистской кампании вокруг так называемой «ядерной угрозы» с Востока, состоит в том, чтобы отвлечь внимание от нависшей сейчас над человечеством вполне реальной угрозы, которую представляет собой подстегиваемая Вашингтоном чудовищная гонка ядерных вооружений».

И неудивительно, что, выражая лицемерное беспокойство по поводу появления в дождевой воде близ Олбани (штат Нью-Йорк) радиоактивных осадков (они в 1 000 раз ниже уровня опасности), вашингтонские деятели одновременно готовят новые ядерные полигоны на атолле Кваджалейн. Это недалеко от островов, где в результате взрыва американской водородной бомбы на атолле Бикини в 1954 году до сих пор население страдает лучевой болезнью. Сейчас там планируют испытания «ударных элементов» по программе «звездных войн», увеличиваются склады ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.

Раздувая шумиху вокруг Чернобыля, некоторые западные политики преследовали и такую конкретную цель, как посеять семена недоверия и подозрительности к социалистическим странам. Речь идет о коварном конкретном плане нанести как можно больший ущерб экономике этих стран, подорвать их внешнеторговые рынки. Именно так следует рассматривать решение ЕЭС приостановить импорт овощей, фруктов из ряда социалистических стран, как будто радиация, если бы она и была, то распространялась бы по политическому или классовому принципу. В ЕЭС хорошо знают, что реальной опасности радиоактивного заражения продуктов нет, все это – выдумки. Однако, не без участия Вашингтона, возобладал подход политической и экономической дискриминации.

Этим же объясняются и настоятельные «рекомендации» для туристов в целях «сохранения здоровья» избегать социалистические страны Европы – куда выгоднее, если они потратят свои деньги на курортах Франции или Италии, чем, скажем, Венгрии или Югославии. Сейчас в ЕЭС вроде бы начинают понимать, что торговля – это не улица с односторонним движением и любое «эмбарго» может обернуться бумерангом. Некоторые ограничения сняты. Овощи и фрукты советуют тщательно мыть перед едой. В целях гигиены можно посоветовать и тщательно мыть руки. Труднее отмыть совесть. Особенно когда спекулируешь на человеческой беде, когда, прикрываясь «соображениями здравоохранения», стараешься как можно больше набить собственную мошну.

Совсем по-другому воспринята чернобыльская трагедия в Советском Союзе. Мы понимаем: это еще один удар колокола, зще одно грозное предупреждение о том, какую неисчислимую опасность человечеству несет атом, вышедший из-под контроля. Со всей очевидностью подтвердилась актуальность советских мирных инициатив, направленных на полную ликвидацию ядерного оружия, прекращение ядерных взрывов, создание всеобъемлющей системы международной безопасности.

Исходя из проблем мирного атома, Советский Союз выдвинул широкую программу углубления сотрудничества всех государств, занимающихся атомной энергетикой, предложил меры по обеспечению безопасного развития мирной ядерной деятельности. И это весьма важно. Но существует главная проблема – атома военного. Именно она чревата ядерной катастрофой. В этих условиях историческое значение приобретает решение Советского правительства продлить свой односторонний мораторий на ядерные испытания до 6 августа нынешнего года. В этот день, когда более четырех десятилетий назад была сброшена первая атомная бомба на Хиросиму, исполнится уже год с начала объявления советского моратория.

У администрации Соединенны Штатов было достаточно времени, чтобы присоединиться к советской инициативе. Однако она не прислушалась ранее к голосу разума, демонстративно отвергая возможность навсегда покончить с ядерными взрывами. Сейчас снова появился уникальный шанс. Судя по международным откликам, волна массового одобрения новой советской инициативы нарастает по всей планете. Политические и общественные деятели, люди разных убеждений требуют от США присоединиться к мораторию на ядерные испытания.

Как поступит Вашингтон? Там в последнее время в связи с чернобыльской аварией громче всех выражали свою заботу о жизни и здоровье людей. Теперь у лидеров США есть реальная возможность подкрепить свои слова реальным делом. Ведь ядерные арсеналы, ядерные испытания таят в себе тысячи и тысячи катастроф куда страшнее чернобыльской. Об этом и напоминает набат колокола, звучащий сегодня по всей планете. И звонит он для всех. В том числе я для США.

Знакомый сценарий

Снова резко обострилась обстановка в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. На этот раз объектом прямых угроз стала Сирия. А сценарий как две капли похож на тот, который был разработан в Вашингтоне для нападения на Ливию: сначала в печати появляются туманные намеки на причастность Сирии к «международному терроризму», затем «утечки» из «совершенно секретных» источников о том, что, дескать, появились «точные данные»… Ну а раз так, то надо, дескать, преподать «урок Сирии».

В этом знакомом сценарии есть и кое-что новое. На этот раз скорее всего «ударной силой» выступит Израиль, а США оставят за собой позиции военно-политического прикрытия агрессии. Хотя не исключается и прямое вмешательство Вашингтона и его союзников по НАТО. Об этом свидетельствует не только известное заявление Рейгана о возможности военной акции против Сирии и Ирана, но и проходящие сейчас новые маневры натовских стран в Средиземном море под кодовым названием «Детеррент форс 1986». В них участвуют США, Англия, Италия и Турция.

Цели, поставленные организаторами антисирийской кампании, тоже весьма близки к тем, которых пытались достичь при нападении на Ливию. Это прежде всего изменение в руководстве страны, подрыв ее политической структуры. Так, на днях израильский премьер Перес почти слово в слово повторил в отношении X.Асада то, что в Вашингтоне твердили о М.Каддафи: «Пока на посту президента Сирии остается X.Асад, никакие переговоры с этой страной вестись не могут». Ну а дальше – те же «аргументы», которые уже использовали к своему позору США, чтобы оправдать агрессию: дескать, «Израилю угрожают», «Сирия наращивает войска» и т.п. Нет сомнения, что, если Израиль решится на войну против Сирии, он будет утверждать, что воспользовался «правом на самозащиту».

Идентичность «ливийского» и «сирийского» сценариев не случайна. Можно предполагать что это клише было разработано и утверждено не где-нибудь, а на закрытых заседаниях «семерки» в Токио. Таким образом выявляется еще один зловещий аспект недавней встречи президента США и его ближайших партнеров. Под ширмой борьбы с «международным терроризмом» в Токио были разработаны совместные действия против неугодных Вашингтону и его союзникам режимов и распределены роли участников этого фактического заговора против ближневосточных государств. Так, например, в антисирийской кампании помимо Израиля роль закоперщика отводится Лондону, откуда сейчас раздаются наиболее резкие высказывания в адрес Дамаска. С одной стороны, это позволяет Вашингтону держаться пока в тени и избежать нового взрыва возмущения со стороны арабов и других народов. С другой стороны, Англия, которая испытывает ностальгию по колониальному прошлому, непосредственно вовлекается в дележ возможных ближневосточных дивидендов.

Возня вокруг Сирии весьма опасна и чревата новым взрывом на Ближнем Востоке. Собственно говоря, на это и нацелены интриги против Дамаска. «Вопросы о нападении Израиля рассматриваются сейчас в свете возможности новой войны на Ближнем Востоке», – пишет английская газета «Гардиан». Причем вся ответственность за возможные последствия ложится на империалистические круги Запада и Израиль.

Итак, Сирия под угрозой агрессии. Пропагандистский штамп о ее причастности к «международному терроризму» (особенно на фоне разбойничьей политики Израиля) лишь высвечивает цинизм и вероломство тех, кто сам возвел терроризм на государственный уровень. В действительности же речь идет о еще одной попытке нанести удар по арабским народам. При этом задействованы все аспекты «неоглобализма», расширена его инфраструктура – вместе с Вашингтоном и Израилем теперь в планы агрессии непосредственно вовлекаются натовские союзники.

Объединенному фронту империалистов должен быть противопоставлен объединенный фронт арабских народов, их единство. Именно эта мысль доминировала во многих выступлениях на только что завершившейся в Москве 14 сессии совета Организации солидарности народов Азии и Африки.

И это относится ко всем развивающимся странам. В Обращении к народам Азии и Африки, демократической общественности мира, принятом на сессии, подчеркивается, что «империализм США под флагом «неоглобализма» пытается развернуть массированное контрнаступление против народов Азии, Африки и Латинской Америки, свести на нет исторические завоевания национально-освободительной борьбы, претендует на установление господства над континентами и океанами, над всем миром». Эти опасные заговоры и планы должны встретить твердый отпор.

Правда, 1986 г., 18.05, № 138 (24760).

[1] А ще більше – далекоглядності, яку мало хто в ті дні проявив, бо після чорнобильської катастрофи Кремль змушений був дати спокій своїм планам на світове панування.