11. «Мамай в рясе»
Даниил Мордовцев
Когда гетман Брюховецкий отказался взять Марисова с собою в Малороссию, откуда этот тайный посланец Никона должен был пробраться в Константинополь к тамошнему патриарху Дионисию, с грамотою Никона и с воззванием ко всем патриархам о разборе его распри с царем, любимец Никонов и его ставрофор Ивашко Шушера подкупил одного казака за 50 рублей и за пятьдесят золотых – взять с собою Марисова в число прочей свиты гетмана, якобы своего родственника, взятого москалями в плен во время похода воеводы Бутурлина на Львов. Марисов, никем неузнанный, в январе 1666 года, выехал из Москвы вместе с Брюховецким и благополучно достиг Малороссии; но в Москве скоро проведали об этом тайном агенте Никона, и к Брюховецкому послан был гонец с наказом – схватить Марисова. Марисов был схвачен и переслан под караулом в Москву, вместе с грамотами Никона.
Все это сделано было в глубочайшей тайне, и Никон ничего не знал, какая судьба постигла его посланца и его грамоты. А в грамотах этих он не поскупился на сильные выражения, на серьезные обвинения, падавшие лично на царя и на его управление.
Вот почему появление Марисова в соборной избе так поразило Никона. Ему казалось, что он видит перед собою призрак. Да, Марисов, изнуренный заключением, пытками и душевными страданиями, и смотрел призраком.
Царь сделал знак Алмазу Иванову. Тот подошел и подал какие-то бумаги.
– Твои это грамоты? – спросил царь, показывая их Никону.
– Мои, – мрачно отвечал тот.
Марисов поднялся с полу и, снова припав к земле, поцеловал край одежды Никона.
– Грамоты ты эти от Никона получил? – спросил царь Марисова. Тот молчал. – Говори! – повторил царь.
– Прикажи меня казнить, великий государь, а на святейшего патриарха я свидетельствовать не стану, – сказал Марисов с силой. – Отсохни мой язык!
– Скажи одно: кто тебе дал эти грамоты? – настаивал царь. – Скажи, я тебя помилую.
– Не скажу! Загради, Господи, уста моя! – как-то выкрикнул упрямец. – Сокруши гортань мою!
Никон широко перекрестил его и снова оперся на посох. Царь сделал нетерпеливое движение.
– Уведите его! – сказал он, ни на кого не глядя.
Марисова увели. Царь передал бумаги Алмазу Иванову, который, сев на свое место, снова заскрипел пером.
– Чти Никоновы писания! – громко сказал Алексей Михайлович.
Алмаз Иванов, заткнув перо за ухо, стал читать. Трудно было ожидать, чтобы в таком тщедушном теле сидел такой здоровый голос. Он читал грамоту Никона к константинопольскому патриарху. В грамоте подробно описывалось, как его, Никона, силою избрали на патриаршество, как насильно привели в собор, как царь, вместе с московским народом, кланяясь до земли и слезно плача, умолял его, Никона, принять патриаршество, как он, наконец, решился принять посох Петра митрополита с условием, чтобы все его слушались, как начальника и пастыря, как царь сначала был благоговеен и милостив и во всем заповедей божьих искатель, а потом начал гордиться и выситься.
Собор безмолвствовал. Гремел только ровный, звучный голос Алмаза Иванова. Царь стоял, потупившись, а Никон держал голову прямо, не спуская глаз с распятия. По лицу Питирима, как змейка, пробегала злая усмешка.
– Послан я, – звучал голос Алмаза Иванова, – в Соловецкий монастырь за мощами Филиппа митрополита, которого мучил царь Иван неправедно…
– Постой! – перебил чтение государь.
Алмаз Иванов умолк. Все взоры обратились на царя.
– Для чего он, – обратился последний к патриархам, – для чего он такое бесчестие и укоризну царю Ивану Васильевичу написал, а о себе утаил, как он низверг, без собора, Павла, епископа коломенского, ободрал с него святительские одежды и сослал в Хутынский монастырь, где его не стало безвестно… Допросите его, по каким правилам он это сделал!
– По каким правилам я его низверг и сослал – того не помню, и где он пропал – того не ведаю… Есть о нем на патриаршем дворе дело, – поторопился подсудимый.
– На патриаршем дворе дела нет и не бывало – отлучен епископ Павел без собора, – с своей стороны поторопился Павел, митрополит сарский.
Никон ничего не возражал. Он только сильнее налег на посох, как бы желая им пронзить помост соборной избы.
А Алмаз Иванов продолжал вычитывать, как по покойнике… «и учал царь вступаться в архиерейские дела»…
– Допросите – в какие архиерейские дела я вступался? – снова прервал чтение Алексей Михайлович, обращаясь к патриархам.
– Что я писал – того не помню, – отвечал Никон.
…«Оставил патриаршество, не стерпя гнева и обиды»: – вычитывал дьяк Алмаз.
– Допросите: какой гнев и обиды? – прерывал царь.
– На Хитрово не дал обороны, в церковь ходить перестал… Государев гнев объявлен небу и земле, – уже начинал кричать подсудимый.
Патриархи остановили его движением.
– Хотя б Хитрово человека твоего и зашиб, и тебе то терпеть бы и последовать Иоанну Милостивому, как он от раба терпел, – наставительно сказал Макарий (Паисий все молчал и изредка взглядывал то на царя, то на Никона). – А если б государев гнев на тебя и был, и тебе бы о том с архиереями посоветоваться следовало, и к великому государю посылать – бить челом о прощении, а не сердиться.
Раздался чей-то голос с дальней скамьи. Все оглянулись и увидели рыжую голову, которая усиленно моргала.
– В ту пору я царский чин исполнял, – говорила, заикаясь, рыжая голова (это был Хитрово), и в ту пору пришел патриархов человек и учинил мятеж, и я его зашиб не знаючи, я в том у Никона патриарха просил прощения, и он меня простил.
За Хитрово осмелились и другие. Разом послышалось несколько голосов со всех сторон.
– От великого государя Никону патриарху обиды никакой не бывало, пошел он не от обиды – с сердца! – кричали с боярской стороны.
– Когда он снимал панагию и ризы, то говорил: «аще помыслю в патриархи, анафема да буду!» Панагию и посох оставил, взял клюку, а про государев гнев ничего не говорил! – кричала архиерейская сторона.
Все кричали, все усердствовали. Никон, как затравленный волк, только озирался. Но не в его характере было молчать, когда кричали другие.
– Я вас перекричу! – раздался вдруг его резкий, как удар хлыста, голос.
Паисий, сидевший с опущенными глазами, быстро вскинул ими на подсудимого и тихо сказал: «Никон!» – Никон опомнился.
…«написана книга Уложение, – продолжал вычитывать Алмаз Иванов из письма Никона к константинопольскому патриарху, – книга святому евангелию, правилам святых апостолов, святых отец и законам греческих царей во всем противная… всех беззаконий, написанных в этой книге не могу описать – так их много! Много раз говорил я царскому величеству об этой проклятой книге, чтоб ее искоренить, но окроме уничижения, ничего не получил, и меня же хотели убить»…
– Постой! – остановил чтеца Алексей Михайлович. – К сей книге, – обратился он потом к Никону, – приложили руки патриарх Иосиф и весь освященный собор, и твоя рука приложена…
– Я руку приложил поневоле, – огрызнулся подсудимый.
…«боярин Семен Лукьянович Стрешнев, – читал Алмаз, – научил собаку сидеть и передними лапами благословлять, ругаясь благословению Божию, и называл собаку Никоном патриархом: мы, услыхав о таком бесчинии, клятве Семена предали»…
Тонкая улыбка скользнула по губам Макария.
И того тебе, Никон, делать не довелось, – сказал он. – Если б мышь сгрызла освященный хлеб, нельзя сказать, что она причастилась: так и благословение собаки не есть благословение… Шутить святыми делами не подобает, но в малых делах недостойно проклятие, понеже считают его за ничто.
Когда Алмаз Иванов дочел до того места письма, где говорилось о приезде к Никону князя Одоевского и Паисия Лигарида, царь остановил чтение.
– Митрополит и князь, – сказал он, – посланы были выговаривать ему его неправды, что писал ко мне со многим бесчестием и с клятвою, мои грамоты клал под евангелие, позорил газского митрополита, а тот свидетельствован отцом духовным, и ставленная грамота у него есть.
– Я за обидящегося молился, а не клял, – отвечал Никон. – Газскому митрополиту, по правилам, служить не следует потому – он епархию свою оставил и живет в Москве долгое время… Слышал я, что он ерусалимским патриархом отлучен и проклят – у меня много таких мужиков шляется… Мне говорил боярин князь Никита Иванович Одоевский государевым словом, что меня зарежут…
При этих словах Одоевский вскочил с места. – «Таких речей я не говаривал!» – протестовал он. – А Никон мне говорил: «коли-де хотите меня зарезать – то режьте», – и грудь обнажал.
Вмешался в спор и Алмаз Иванов, но осторожно.
– Когда Никон, по вестям о неприятеле, приезжал в Москву, то мне говорил, что от престола своего отрекся.
– Никогда не говорил! – огрызнулся на него Никон.
Алмаз Иванов опять уткнулся в бумагу и читал из письма Никона, будто царь посылал к патриархам многие дары.
– Я никаких даров не посылывал, – прервал его царь – писал, чтобы пришли в Москву для усмирения церкви; а ты (это к Никону) посылал к ним с грамотами племянника своего и дал черкашенину много золотых.
– Я черкашенину не давал, а дал племяннику на дорогу.
По знаку царя Алмаз Иванов опять начал читать. Дочел до того места, где Никон говорит о своем неудачном ночном приезде в Москву и о высылке его из Успенского собора.
– Никон приходил в Москву никем не званный, – пояснил царь, – и из соборной церкви увез было Петра митрополита посох, а ребята его отрясали прах от ног своих: и то он какое добро учинил? и ребята его какие учители, что так учинили?
– Ребята прах от ног своих как отрясали – того я не видал; а как приезжали за посохом в Чернево, то меня томили, а иных хотели побить до смерти.
– До смерти побивать никого не было велено и не биты, – защищался царь.
И снова возобновлялось утомительное чтение Алмаза Иванова. А царь и Никон все стояли – царь, видимо, был утомлен. Патриарх Паисий по временам как бы задремывал, и только сухие пальцы его, тихо водившие по четкам, изобличали, что он не спит.
«…которые люди за меня доброе слово молвят или какие письма объявят, – читал Алмаз, – и те в заточение посланы и мукам преданы: поддьякон Никита умер в оковах, поп Сысой погублен, строитель Аарон сослан в Соловецкий монастырь»…
– Никита, – оправдывался царь, – ездил от Никона к Зюзину с ссорными письмами, сидел за караулом и умер своею смертию от болезни. Сысой, – ведомый вор и ссорщик, и сослан за многие плутовства… Аарон говорил про меня непристойные слова и за то сослан… Допросите – кто был мучен?
– Мне о том сказывали..
– Ссорным речам верить было не надобно и ко вселенским патриархам ложно не писать.
Никон смолчал. Дьяк Алмаз продолжал: «…архиереи по епархиям поставлены мимо правил святых отцов, воспрещающих переводить из епархии в епархию»…
– Когда Никон был на патриаршестве, – опять прервал царь, – то перевел из Твери архиепископа Лаврентия в Казань и других многих от места к месту переводил.
– Я то делал не по правилам – по неведению.
– Ты и сам на новгородскую митрополию возведен на место живого митрополита Авфония, – некстати вмешался Питирим.
– Авфоний был без ума… чтоб и тебе также обезуметь! – громыхнул его Никон, как бы наотмашь.
Многие так и подпрыгнули на скамьях от этого окрика. Паисий глянул строго и зачастил четками. Питирим, как ошпаренный, не нашелся, что отвечать и только бормотал: «это кабан бешеный… Мамай в рясе… Господи!»… Царь покраснел, и краска все более и более заливала его щеки, по мере того, как Алмаз Иванов читал далее. А он читал: «от сего беззаконного собора престало на Руси соединение с восточными церквами, и от благословения вашего отлучились, от римских костелов качаток прияли волями своими»…
– Стой! Стой! Погоди! – порывисто заговорил царь, повелительно поднимая руку. – Никон нас от благочестивой веры и от благословения святейших патриархов отчел, и к католицкой вере причел, и назвал всех еретиками! Что ж это такое?!. Только бы его, Никоново, письмо до святейших вселенских патриархов дошло, и нам бы всем православным христианам быть под клятвою, и за то его ложное и затейное письмо надобно всем стоять и умирать, и от того очиститься.
Голос царя сорвался. Сам он дрожал. Весь собор заколыхался сдержанным, глухим ропотом. Многие испуганно крестились, словно бы перед ударом страшного грома после молнии. Даже у Паисия, все время сидевшего неподвижно, статуйно, ходенем заходила седая голова под высоким клобуком.
– Чем Русь от соборной церкви отлучилась? – спросил он строго.
– Тем, – закричал подсудимый запальчиво, – что Паисий газский перевел Питирима из одной митрополии в другую и на его место поставил другого митрополита! И других архиереев с места на место переводил же! А ему то делать не доволось, понеже он от ерусалимского патриарха отлучен и проклят… Да хотя б он и не еретик был, а ему на Москве долго быть не для чего: я его митрополитом не почитаю, у него и ставленной грамоты нет… Всякий мужик наденет на себя монатью – так он и митрополит! Я писал все о нем, а не о православных христианах.
Он сам чувствовал, что слишком далеко зашел – это был конь, закусивший удила… Он спохватился было, хотел увильнуть, но было уже поздно: вырвавшиеся из уст сильные выражения – обвинение в еретичестве всей страны – нельзя было поймать и воротить назад – они потрясли весь сбор и погубили неосторожного.
Последовал всеобщий взрыв негодования. Москвичи точно забыли о присутствии царя и патриархов; они одно помнили, – что все они оскорблены и опозорены, что им, самому православному под солнцем народу, бросили в глаза укор в неправославии, в еретичестве, в латынстве!.. Это ли не обиды?! Да за один намек на похлебство и на потачку со стороны Лжедимитрия ляцкой вере, латынству – Москва сама себя вверх дном опрокинула, в золу обратила этого Лжедимитрия и золою выстрелила на ветер, перетрясла потом, как запыленные онучи, всю русскую землю – и из-за одного только слова «латынство»… А тут вся земля и церковь якобы облатынилась? Да после этого жить нельзя! Москву осрамили перед всем светом!..
Все повскакали с своих мест, замахали руками. Послышались крики.
– Он отчел всю Россею! Всех нас! Этого нельзя
– Он назвал еретиками всех нас, православные! Что ж это будет!
– Указ учинить! Али мы собаки латынские!
Никон стоял, ошеломленный общим взрывом, и только оглядывался по сторонам. Царь молчал – он едва держался на ногах от усталости и волнения.
С трудом патриархам удалось утишить бурю; но дальнейшее чтение грамоты Никона – этого поличного – шло уже вяло. Все утомились. Даже у привычного Алмаза Иванова пересохло в горле.
Наконец, грамота кончена. Алмаз Иванов умолк и поклонился. Наступила тишина.
– Бог тебя судит! – горько сказал Никон, обращаясь к царю: – Я узнал еще на избрании своем, что ты будешь ко мне добр шесть лет, а потом буду я возненавиден и мучен.
Слова эти передернули царя.
– Святые отцы! Допросите его, как он узнал это на брании своем?
Никон не отвечал, а только вздыхал, глядя на распятие.
– Он же, Никон, сказывал, что видел метлу звездою, и от того будет московскому государству погибель: пусть скажет, от какого духа он то уведал? – заговорил один архиерей.
– И в прежнем законе такие знамения бывали – на Москве это и сбудется, – мрачно отвечал подсудимый; – Господь пророчествовал на горе Елеонской о разорении Ерусалима за четыреста лет.
Паисий встал: он видел, что царь не в силах больше стоять, и потому, благословив его, указал рукою на его место. Никону же показал знаком, чтоб он уходил.
Поклонившись до земли и проговорив глухим, упавшим голосом: «простите меня, православные!», подсудимый вышел вслед за распятием, глубоко поникнув головою.
Примечания
По изданию: Полное собрание исторических романов, повестей и рассказов Даниила Лукича Мордовцева. – [Спб.:] Издательство П. П. Сойкина [без года, т. 17 – 18], с. 95 – 103.