Деревянные церкви в м. Чуднове Житомирского уезда
Павлуцкий Г. Г.
[с. 92]Чуднов — местечко Волынской губернии Житомирского уезда на реке Тетереве. Нам неизвестно время, когда Чуднов был основан; вероятно, город Чуднов существовал уже в великокняжескую эпоху русской истории, по крайней мере мы находим в пользу этого предположения вещественное доказательство: в саду владельца сохранилось обширное городище овальной формы, окруженное тремя параллелями валов, типа, подобного всем городищам княжеского времени; вероятно, Чуднов был одним из тех потетеревских городов, о которых упоминает Ипатская летопись под 1257 годом [Ипат. летоп. стр. 555], как о союзниках Болоховцев и Возвягельцев в борьбе их с Даниилом Романовичем.
Первое документальное известие о Чуднове относится к 1416 году, в котором упомянуто, что жители Чуднова дают с земли Дидковичины три ведра меду в пользу Киево-Софийского собора [Акты западной России т. I, стр. 38]. В то время в Чуднове был замок и город, в котором собирались годичные ярмарки на св. Петра [Архив Сангушков т. III, стр. 49—50]. В 1471 г. в люстрации Киевской земли, произведенной после упразднения самостоятельного Киевского удельного княжества, в Чуднове показан замок, вооруженный 3 пушками и 2 пищалями; в нем хранились значительные запасы провианта и жили замковые слуги. В городе жили многие вольные люди и мещане, также было 32 двора хлебопашцев, плативших по 20 грошей подати и 63 корчмы, вносившия по 30 грошей; мыта получалось в год 10 коп грошей; к Чуднову тянули 7 сел и 8 бортных земель, из которых получалось 18 ведер меду в год [Архив Юго-Западной России, часть VII, том II, стр. 4—5].
В 1507 году В. К. Сигизмунд I подарил всю Чудновскую державу в потомственное владение гетману великому литовскому, кн. Константину Ивановичу Острожскому «со всим правом и панством». Вероятно, старый замок был разрушен и город опустошен во время набега Менгли-[с. 93]Гирея 1480 г., потому что в дарственной грамоте Сигизмунд разрешает кн. Острожскому: «осадити место, збудовати замок, мети: мыто, торг и корчмы», а также восстановить ярмарки — все в таком виде, как было некогда при В.К. Казимире и при Киевском князе Семене Олельковиче [Акты Западной России II, 30—31]. При дележе имений между сыновьями кн. Константина Ивановича Острожского, Чудновская волость досталась на долю Илии Константиновича и в 1642 году признана собственностью его дочери Гальшки Илииничны и отдана во владение ее матери, вдовы кн. Илии, Беаты, которая владела ею еще в 1552 г. [Архив Сангушков IV, 274, 313. Dogiel, Limites R. Р. II, 192. Архив Ю. З. Р., ч. VII, т. I, 161].
После смерти княжны Гальшки имения, принадлежавшие ей, в том числе Чудновская волость, перешли во владение ее дяди, кн. Василия Константиновича Острожского, который в 1585 г. подарил эту волость жене своего сына Януша, кн. Сусанне; в то время Чуднов делился на две половины: Чуднов старый, лежавший около замка, и «Новое место новоосаженное» [Архив Ю.-З. Р. ч. VII, т. I, стр. 249]. Следы замка князей Острожских сохранились на горе у плотины в виде четырехугольного вала. Князь Януш Острожский владел Чудновым до смерти (1621), затем имения его перешли по наследству к князьям Заславским. В 1648 году Чуднов взят был казаками [Michałowski, Xiega pamiętnicza стр. 158], которые в 1651 году разгромили у Чуднова отряд татар, возвращавшийся из под Берестечка и грабивший страну [Акты Южн. и Запад. Рос. III, 469].
В 1660 г. боярин Шереметьев с московскою ратью, отступил из Любара к Чуднову; он приказал сжечь город и заперся в укрепленном лагере; осажденный польскими войсками, он отсиживалоя с 4 по 23 октября, поджидая помощи от Юрия Хмельницкого; узнав, что последний сдался полякам, и теснимый голодом, он должен был положить оружие и захвачен был в плен татарами, союзниками поляков. Поляки заняли Чудновский замок и заключили в нем договор с гетманом Юрием Хмельницким, по которому возобновлены были статьи Гадячского договора [Акты Южн. и Зап. Рос. т. V, стр. 37 и 39. Памятники Киев. Ком. т. IV, ч. III, стр. 17—24, 31, 72. Костомаров, Монографии т. XII, стр. 201].
После прекращения рода кн. Заславских имения их, переходя из рук в руки достались наконец во второй четверти ХVIII столетия кн. Янушу Сангушко, который в 1753 году продал Чудновское имение, в состав которого входили 5 местечек и 92 села, князю Федору Любомирскому, старосте Богуславскому [Книга гродская Винницная записовая № 4368, лист 4]. От Любомирских имение перешло к Адаму По[с. 94]нинскому, который выхлопотал в 1777 году для Чуднова привиллегию, устанавливавшую 5 годичных ярмарок [Słownik geograficzny т. I, стр. 715].
Около 1780 г. Чуднов был куплен Протом Потоцким, посвятившим всю жизнь и громадное состояние на неудавшиеся попытки развить в крае торговлю и промышленность; он учредил в Чуднове цехи: портняжеский и кушнирский, построил обширные магазины для склада товаров древесных и железных, привозимых из Полесья и устроил в окрестности несколько заводов железно-плавельных и поташных [Архив Ю.-З. Р. ч. V, т. I, стр. 463. Dr. Antoni J. Serja IV, т. I, стр. 261]. После ликвидации дел Потоцкого в конце ХVIII ст. Чуднов перешел во владение Ржевусских, последний из которых, граф Генрих Р., известный польский писатель, умер в Чуднове в 1866 г. У его дочерей имение было куплено доктором Четыркиным, наследникам которого принадлежит поныне. В 1792 году Чуднов был переименован в уездный город учрежденной тогда Изяславской губернии, а в 1795 г. уезд был причислен к губернии Волынской и в 1800 году упразднен.
В Чуднове находятся четыре правоcлавные церкви: сведения о их возникновении не восходят далее ХVIII столетия: 1) Церковь во имя Воскресения Христова расположена в центре местечка, была построена на средства прихожан в 1780 году. 2) Церковь во имя св. Петра и Павла была построена в 1769 году, очевидно, вместо другой более древней, неизвестно когда возникшей, так как cохранилаcь выданная ей «эрекция» кн. Сангушко в 1746 году и церковные приходо-расходные книги сохранились с 1749 года. 3) Церковь во имя Рождества Богородицы построена прихожанами в 1772 году и 4) Церковь во имя св. Тройцы построена в 1878 [с. 95]году вместо прежней, неизвестно когда сооруженной, от которой остались исповедные ведомости, восходящия до 1803 г. [Теодорович, Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. т. I, стр. 132—135].
В Чуднове есть каменная католическая церковь, во имя Обретения Честного Креста, построенная в 1760 году викарным епископом Горчинским, вместо прежней деревянной, возникшей в XVII столетии и сильно пострадавшей во время казацких войн [Słownik geograficzny т. I, стр. 714].
Иконостас в храме четырехъярусный, деревянный, резной работы, частью позолоченный, частью посребренный на красном фоне. На таблице VIII правый рисунок воспроизводит среднюю часть первого яруса и царские врата этого иконостаса. В конце ХVIII века униатская церковь обращена в православную.
Петропавловская церковь в м. Чуднове | Иконостас Петропавловской церкви в м. Чуднове |
Петропавловская церковь (табл. VIII, 3), как сказано в церковной описи 1806 года, «выстроена из дерева соснового, под топор оправленного, на подвалах дубовых, с тремя разделами и тремя куполами, опасанием окружена, от опасания ошалиована тартицами сосновыми (т. е. в чешую), покрыта гонтами сосновыми, на куполах три креста железные позолочены малярским золотом, пол во всей церкви из тартид сосновых добрых». В настоящее время храм (рис. 64 и 65) покрыт листовым железом, расширен пристройкой к нему двух боковых приделов, северного и южного, и колокольни; «опасание» снято, на северной стороне алтаря построена пономарня. Церковь, по общему своему расположению, носит обыкновенный характер церковных построек XVII—ХVIII веков. Первоначально план состоял из трех квадратных срубов, соединенных по одной продольной оси, алтари — с отрезанными углами; к западному срубу примыкал притвор (сени). Только над средним срубом возвышается восьмерик, западный же и восточный срубы прямо покрыты куполами, причем первый — четыреугольным шатром. У арки, ведущей из западного сруба в cреднее помещение, устроены хоры.
План Петропавловской церкви в м. Чуднове | Разрез Петропавловской церкви в м. Чуднове |
Иконоcтас (табл. IX, 1) четырехъярусный, деревянный, с резьбой и живописью, несомненно современными построению самого здания. Местные иконы нижнего яруcа Cпасителя и Божией Матери расположены над вратицами.
Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 92-96.