Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Старые церкви села Синявы
Васильковского уезда

Павлуцкий Г. Г.

[с. 107]Синява — село Киевской губ. Васильковского уезда при реке Роси. Входило в состав Белоцерковского староства. Первые упоминания о нем относятся к половине XVII столетия, когда при гетмане Богдане Хмельницком оно стало сотеннытм городом Белоцерковского казачьего полка; в этом качестве Синява упоминается в 1664, 1674 и 1711—1713 годах [Архив Ю.-З. Р, ч. III, т. II, стр. 750, 770. Киевские губернcкие ведомости 1854 г. № 11, cтр. 71]. В ревизии Белоцерковского полка, произведенной Московскими воеводами в 1664 г., о Синяве сказано: сотенный город Белоцерковского полка, окружен валом и палисадом с тремя башнями, из которых две проезжие; внутри замок, также окруженный палисадом с проезжею башнего; в нем было 9 пушек. В городе было: казаков 122 и мещан 405 [Акты Южн. и Зап. России т. X, cтр. 791—792].

По словам люстрации Киевского воеводства, произведенной в 1683 году, в Синяве числилось дворов мещанских 40 и казацких 30 [Архив Ю.-З. Р. ч. VII, т. I, стр. 500, 504]. После 1713 г. Синява вновь вошла в состав Белоцерковского староства; в 1765 г. гайда[с. 108]мацкий отряд Василия Харченка ограбил в Синяве старостинский двор, корчму и униатского священника [Там же ч. III, т. III, стр. 710—711]. В 1774 г. Белоцерковское староство по постановлению сейма перешло в потомcтвенное владение гетмана Ксаверия Браницкого; в составе его упоминается местечко «quondam» Синява [Киевская Старина 1893 г. апрель, стр. 163]; с того времени она принадлежит поныне к имениям Браницких.

Православных церквей в Синяве две [Похилевич, Сказания о населенных местностях Киевской губ. стр. 522]:

1) Церковь во имя Воскресения Христова помещается среди валов бывшей казацкой крепости. В описи Воскресенской церкви, составленной в 1823 году, сказано, что она сооружена на средства прихожан еще в 1649 году. Действительно, она упоминается как соборная в вышеприведенной ревизии Белоцерковского полка 1664 года. Затем церковь обветшала и в 1710 году, как значится в визите 1740 года (Белоц. декан.), потребовалось заложить новую, которая существует поныне. О древнем происхождении церкви свидетельствует также надпись на серебряной чаше, принадлежащей церкви; надпись гласит следующее: «Сий келех соружил раб Божий Пилип Алексеевич из женою своею Устинию Федоровною до града Синяви до храма стаго Воскресения 1742 года марта 31 дня». Воскресенская церковь (табл. XI, 2) — деревянная, трехкупольная, обычного типа ХVШ в., [с. 109]крытая железом. На плане (рис. 75 и 76) средняя часть храма представляет восьмиугольник, алтарь имеет срезанные углы. При церкви отдельно стоит деревянная двухъярусная колокольня, построенная в 1794 году; бока ее в настоящее время до верха обшелеваны досками.

План Воскресенской церкви в с. Синяве Разрез Воскресенской церкви в с. Синяве
План Воскресенской церкви в с. Синяве Разрез Воскресенской церкви в с. Синяве

2) Другая церковь во имя св. Николая, судя по надписи на одной из икон, существовала уже в 1665 году, была впоследствии сожжена татарами и вновь построена в 1730 году. Она — пятиглавая (рис. 77). План церкви (рис. 78) представляет равноконечный крест, причем центральный, северный и южный срубы имеют форму восьмиугольников, а восточ[с. 110]ный и западный — шестиугольников. Подвалинами служат чрезвычайно массивные дубовые бревна. В 60-х годах XIX века к алтарю пристроена ризница, а в 1878 году спереди к храму пристроена колокольня и притвор.

Николаевская церковь в с. Синяве План Николаевской церкви в с. Синяве
Николаевская церковь в с. Синяве План Николаевской церкви в с. Синяве

В Синяве есть урочище, называемое Монастырищем, на котором, по преданию, некогда существовал монастырь; на урочище этом остались следы окружавшего его вала с воротами.

Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 107-110.