Церкви в м. Зинькове Летичевского уезда
Павлуцкий Г. Г.
[c. 58]Зиньков — местечко Летичевского уезда Подольской губ., при реке Ушке, принадлежит к числу древнейших поселений в Подолии; первое упоминание о нем относится к 1430 году, когда он был пожалован королем Владиславом Петру Одровонжу, который построил здесь замок [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 620]; по ходатайству его наследника Андрея Одровонжа, король Казимир пожаловал в 1458 году Зинькову грамоту на право самоуправления по магдебургскому праву [Balinski i Lipinski — Starozytna Polska, т. II, стр. 1030]. В начале XVI ст. Зиньков был столицею отдельного повета Подольской земли [Архнв Ю.-З. Рос. ч. VIII, т. II, стр. 344]. В 1524 году город был сожжен турками, но замка они не могли взять; владельцем был Станислав Одровонж [М. Bielski, Kronika, стр. 552]. Около 1540 года многие жители переселились из Зинькова в Бар, как в место более безопасное [Архив Ю.-З. Р. ч. VIII, т. I, стр. 99—100].
В 1546 году умер последний представитель рода Одровонжев — Станислав, и Зиньков перешел во владение его дочери Софии, [с. 59]жены Яна Тарновского, кастеляна войницкого, по ходатайству которого Сигизмунд Август подтвердил городу грамоту на пользование магдебургским правом и разрешил две годичные ярмарки и торги по понедельникам. После смерти Яна Тарновского, по раздельному акту, совершенному его наследниками в 1591 г., Зиньков перешел во владение его дочери Екатерины, жены Адама-Гиеронима Сенявского [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621. Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520]. Во время ее владения татары в 1617 году страшно опустошили окрестности города и увели в плен много жителей, большая часть которых погибла на пути от мороза [Piasecki, Kronika, стр. 258].
Во время казацкой войны в 1649—1651 годах Зиньков был разорен поляками и татарами, многие жители выселились за Днепр [Львовская летопись, стр. 290. Акты Ю. и З. Р. т. III, стр. 455]. В 1653 г. в окрестности Зинькова расположился лагерем крымский хан, пришедший на помощь Хмельницкому и простоял здесь два месяца (октябрь и ноябрь) [Акты Ю. и З. Р. т. X, стр. 65, 76]. В 1661 году в городе оставалось только 20 домов христианских и один еврейский [Архив Ю.-З. Р. ч. VII т. П, стр. 501]. В 1672 году Зиньков вместе со всем Подолием был уступлен Польшею Турции на основании Бучацкого договора; турки исправили фортификации замка, но уже в конце 1673 года город взят был польским гетманом Собеским [Grabowski, Ojczyste spominki т. II, стр. 273. Петрушевич, Сводная летопись I, 624].
После смерти вла[с. 60]дельца, гетмана Адама-Николая Сенявского, Зиньков перешел во владение его дочери, Софии и ее мужа воеводы Августа Чарторыйского (в 1762 году) [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621]. В начале XVIII столетия город успел уже оправиться от разорения; по отзыву датского посланника Юля, проезжавшего через Подолие в 1711 году, Зиньков был большим городом; его окружала каменная стена и на горе существовал замок [Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520]. Последний в совершенно исправном виде существовал еще в 1768 году; он был окружен рвом, через который к двум укрепленным воротам вели подъемные мосты; здесь засел отряд конфедератов, но был осажден Браницким и должен был ему сдаться [Gumplowicz, Konfederacja Barska, стр. 13—15].
Замок этот с тремя башнями, на которых изваяны были гербы, сохранился еще до недавнего времени; только в 1887 году он был продан на снос крестьянам, которые распродали материал на постройки [Рукописные заметки Симашкевича].
В 1784 г. Зиньковь отдан был в приданое кн. Адамом Чарторыйским его дочери Марии, жене кн. Людвика Виртембергского; последний жил здесь некоторое время, затем продал местечко в казну. После присоединения Подолии к России Зиньков был назначен уездным городом, но вскоре, в 1796 году, уезд был присоединен к Летичевскому [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 621—622]. В настоящее время в местечке числится около 5,000 жителей, многие занимаются промыслами, из которых важнейшие гончарный и кожевенный; в окрестности есть каменоломни известняка и добывается много фосфорита.
В Зинькове находится четыре православные церкви: 1) церковь во имя св. Тройцы, каменная, 2) Вознесенская церковь, построенная в 1869 году на место старой, построенной в 1730 г., 3) церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы находится в предместии Калиновке; церковь каменная, построена в 1773 г., 4) Михайловская церковь, построенная на средства [с. 61]прихожан в 1769 году; прежде была приписана к Покровской церкви, но с 1898 г. составляет самостоятельный приход [Сецинский, Приходы и церкви Подольской епархии, стр. 520 — 522].
В Зинькове есть католическая церковь во имя св. Тройцы, каменная, построенная в 1450 г. Петром Одровонжем и обновленная после турецкого разорения в 1708 году Адамом-Николаем Сенявским [Słownik geograficzny т. XIV, стр. 620].
Св.-Троицкая каменная одноэтажная церковь (табл. V, 1) принадлежит к числу древнейших церквей Подолии. Она построена в 1621 году; раньше нее была другая каменная церковь во имя Воскресения Христова, сооруженная, по преданию, Петром Одровонжем около 1460 года, развалины которой существовали еще в 1762 году по свидетельству произведенной тогда визиты — на их месте в настоящее время находится лишь каменный крест. В 1796—1804 гг. Троицкая церковь числилась соборною. Она замечательна в том отношении, что имеет особенности, свойственные деревянным храмам.
План Троицкой церкви в м. Зинькове | Разрез Троицкой церкви в м. Зинькове |
План ее состоит из трех частей: средняя часть представляет квадрат, сторона которого равна 3 саж.; она выше и шире двух остальных; алтарь помещается в полукруге (абсиде), ширина которого равна 7 арш., а глубина 6 арш.; снаружи абсида имеет пять граней; с западной стороны к средней части храма примыкает полуовал, образующий притвор («бабинец»); ширина его равна ширине алтаря. Таким образом очевидно, что каменная постройка копирует деревянную. Храм увенчан одним куполом; каменного купола в настоящее время нет, а устроен деревянный в виде восьмигранной усеченной пирамиды с окнами. Над алтарем уцелел каменный коробовый свод, восточная сторона которого закруглена. В 1891 году свод над притво[с. 62]ром снят и вместо него устроен досчатый потолок; пол, раньше каменный, заменен деревянным.
В 1895 г. устроен новый иконостас, новые хоры, и раскрашена вся церковь внутри; пол в алтаре поднят на ¾ аршина; в средней части храма, кроме окон, есть две ниши. Алтарь имеет следующую особенность: с левой стороны в стене находится ниша, из которой в стене устроена лестница винтом налево, к средней части храма, но выход из этой лестницы в настоящее время заложен камнем. Очевидно, это был выход на бывший когда-то здесь и составлявший в древних православных храмах обычное явление амвон (кафедра). На почетную древность этой церкви указывают контрфорсы, подпирающие стены здания спереди и с боков.
Колокольня Троицкой церкви в м. Зинькове | Царские врата из м. Зинькова |
Колокольня при церкви (табл. V, 2) стоит отдельно; она старая, деревянная (дубовая), крытая гонтой, сооружена в 1726 году, как о том свидетельствует надпись на верхнем косяке ее северной двери.
Михайловская церковь в м. Зинькове | Царские врата из м. Зинькова |
Св.-Михайловская церковь (табл. V, 3) — деревянная, на каменном фундаменте, о трех куполах, крытая гонтой. План церкви (рис. 44) состоит из трех отделений, расположенных с запада на восток, причем средняя часть представляет восьмиугольное помещение, а алтарь и западный сруб имеют отрезанные углы; с западной стороны находится притвор или паперть прямоугольной формы. Внутри церкви (рис. 45) над всем западным срубом устроены хоры; в алтаре на высоте 6 арш. от пола сделан плоский потолок, закрывающий купол. Отдельно от храма стоит колокольня, тоже деревянная. В настоящее время в церкви хранятся старинные царские врата (табл. XII, 3).
План Михайловской церкви в м. Зинькове | Разрез Михайловской церкви в м. Зинькове |
В колокольне Троицкой церкви также сохраняются старинные деревянные царские врата — 2 арш. 13 вер. × 1 арш. 9 вер. (табл. XII, 4). Обе половинки заполнены прорезным цветочным орнаментом, причем из цветочных чашек выходят резные фигуры, изображающие Благовещение и четырех Евангелистов. Рама выкрашена в синий цвет, листья отчасти посеребрены, отчасти вызолочены, одежды фигур покрыты синей и красной краской.
Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 58-62.