Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Виска, 6 июня

Г. А. Гильденштедт
Перевод В. Н. Ястребова

6 июня. Утром мы выехали из Плетено-Ташлыцкого шанца. На протяжении верст шести дорога шла к В., по совершенно однообразной равнине, до начала пологого оврага, дающего начало реке Большой Выси, потом верст 8 к В.С.В. до участков 2-ой роты Молдавскаго гусарскаго полка, шанца Выски, [23] далее версты 2 к югу, мимо так называемого стараго майдана, или селитряных холмов. Между этими холмами лежал на земле камень, формы сжатаго цилиндра, футов 7 длины и 1½ фута ширины, высеченный из местной породы красноватаго полеваго шпата; он должен был представлять статую человека, что можно было видеть по линиям носа, рта, шеи и сложенных на груди рук, проведенных поверхностно и грубо. [24] Это – единственная статуя, замеченная мною до сих пор на западной стороне Днепра, она далеко проще тех, которые видел я на восточной его стороне.

В первое время по основании Новой Сербии Виска была 13-ой ротой новаго пикинернаго полка; от того времени осталась здесь еще церковь. Нынешние жилые дома, которых считается около сотни, построены волохами с 1769 г.; при начале войны пикинеры оставили это поселение.

От шанца Виски ехали мы верст 10 к В.Ю.В. по совершенно плоской равнине до истоков речки Грузкая, где стоит скотный двор и шинок. Оттуда дорога шла верст около пяти прямо к В., мимо шанца Грузкаго, а оттуда еще 10 верст в том же направлении до Лелековской. Грузкой был первоначально 12-ой роты пикинернаго полка, теперь же он – 14-я рота Молдавскаго полка. Лелековка была заселена пикинерами, а теперь она – 6 рота Молдавскаго полка и официально называется шанцем Ингульским. От пикинеров и казаков в обоих этих поселениях остались еще церкви, жилые дома поставлены заново волохами; в обоих их можно считать до 100.

Присматриваясь часто в Молдавском полку к молдаванам и волохам, я пришел к тому заключению, что они по образу жизни похожи на малороссов. Способ постройки домов тот же самый. В обыкновенном женском костюме нет другаго различия, как то, что белый платок обертывается малороссиянками только вокруг головы, а молдаванками – и вокруг шеи. Вместо юбки, малороссиянки обертывают нижнюю часть тела цветной тканью, волошки же обыкновенно куском белой холстины. Холст приготовляют они для себя сами, частию из конопли, частию из льна, потому почти в каждом доме есть ткацкий станок и женщины без отдыха занимаются пряжей, при помощи веретена.

Мужской костюм также схож с малорусским, только свиты у молдаван нет. Обыкновенная пища молдаван – просяная каша, или так называемая мамалыга. Работают они обыкновенно волами. Возы у них большие, с четырьмя колесами, сработаны на немецкий манер, при чем, однако, железа они не употребляют. Лошадей у них мало, зато овец и свиней много.

Пашут большим плугом, четырьмя парами волов, как малороссы, сеют пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, гречиху, турецкие бобы и турецкую пшеницу. В своем отечестве они едят обыкновенно пшеничный хлеб, отчасти хлеб из турецкой пшеницы, но ее здесь сеют мало; они называют ее кукурузой; здесь они ввели в хозяйство рожь и гречиху. У меня есть сборник слов их языка; в нем много корней латинских, но его трудно понимать, вследствие примеси чуждых слов. Волохи сами себя называют молдавени, а молдаване – ромини ветви их: монтани и цуркани. Все волохи православного вероисповедания, но очень невежественны. Наружность у них европейская, рот небольшой, характер не постоянный, коварный и упрямый.

Из Лелековки послал я в крепость св. Елисаветы нанять квартиру, а к вечеру выехал и сам. У Лелековки переправились посредством мельничной плотины через Ингул и потом ехали вдоль восточной его стороны 5 верст до названной крепости, в восточном форштадте коей я остановился на квартире; лошадей же с козаками отправили обратно в Лелековку. По пути сюда, на обоих берегах Ингула есть хутора разных частных лиц, мельницы при них и несколько крестьянских домов.

Примечания

23. Автор пишет: Schanz Wiskoj. Перев.

24. Упоминаемый автором майдан, по сведениям А. А. Браунера, сообщенным московскому Археологическому обществу, есть самое большое из городищ Елисаветградск. у. В северной России майданами называются площадки расчищенные в лесу для гонки смолы и т. п. Не перешло ли и к нам с Севера это слово, как посильное объяснение происхождения земляных насыпей, на деле или вовсе не имевших промышленного назначения, или получивших таковое в позднейшее время; сомнительно, чтобы кто либо мог делать селитру бл. Виски в старое время, когда здесь была дичь и глушь. По крайней мере, описываемая Гильденштедтом каменная баба указывает на времена, когда, конечно, никакой селитры известно не было. Перев.