Дмитровка, 17 – 18 мая
Г. А. Гильденштедт
Перевод В. Н. Ястребова
17-го мая. Сегодня, оставив тяжелую поклажу в Нестеровке, я предпринял путешествие с намерением осмотреть южныя роты Жолтаго гусарскаго полка. В Нестеровке мы переправились на восточную сторону р.Чутки и потом ехали до верховьев последней, до слободы в 150 домов, основанной капитаном Ефимовым, теперь переносимой в другое место; затем до слободы Иванковец или Мержановка, лежащей у истоков Цыбульника и заключающей 300 семейств малороссов – казенных поселян; отсюда к истокам речки Овнянки, [6] до слободы Плоска, удаленной от Нестеровки на 12 верст.
В ней числится до 200 семейств русских раскольников или староверов, из тех, которые некогда бежали в Польшу, а с основанием Новой Сербии, получив обещание полной вероисповедной свободы, снова передались России и поселились здесь. Таких слобод в провинции считается девять. Староверы вполне сохранили господствующие в Великоруссии обычаи в одежде и в жилищах равно и свой родной язык; но многие поставили в горницах дымовыя трубы по малороссийски. Трудолюбием, умеренностью и склонностью к порядку они резко отличаются от прочих обитателей провинции.
От Плоской путь шел верст 6 вдоль западной стороны речки Овнянки (Серебрянки) до шанца Дмитровки, лежащаго при впадении последней в Малый Ингулец. Здесь я остановился у майора Самуила Марковича Хорвата. Дмитровка – после Крылова самая большая рота Жолтаго полка, в ней около 500 домов. Кроме малороссов, здесь много молдаван, валахов и сербов. Теперь проживают здесь еще 100 болгарских семейств. В прошлом году фельдмаршал Румянцев отправил их сюда из под Силистрии для водворения в Новой Сербии около 1500 душ обоего пола, и с ними много скота, главным образом буйволов, и остальные пожитки. Но они до сих пор не выказывают расположения к новым местам, напротив того, желают возвратиться обратно.
Более года провели они на квартирах в разных ротах Жолтаго полка; правительство предполагало поселить их на восточную сторону Днепра, но это предположение выполнено не было, и они поселены на восточной стороне Синюхи, между шанцами Архангельским и Екатерининским. Болгары – народ славянский, по крайней мере язык их есть наречие славянскаго языка, хотя трудно понятен для русскаго. Они православнаго исповедания, но очень невежественны. Одежда их гораздо более приближается к европейской, чем к турецкой. Женщины носят короткия юбки без панталон и короткия безрукавки, подпоясываются кушаком; голова украшается убором, похожим на петушиный гребень и повязываемым белым платком. Стан их приземист, лицо азиатское, очень смуглое. – При нападении татар, которому подверглась Елисаветградская провинция в начале настоящей войны, Дмитровка пострадала силъно. Отсюда татары двинулись на Цыбулев и в Польшу.
18 мая. Сегодня рано утром поехал я верхом вдоль юго-западной стороны Ингульца, переправился через ручей Рудая не много выше его устья, в слободу, состоящую из 40 домов и принадлежащую майору Хорвату, [7] который построил там мельницу; отсюда ехал верст семь к северо-западу, вдоль Чернаго леса, до монастыря Уховки. Монастырь этот принадлежит к епархии Переяславскаго епископа. Прежде он был местопребыванием архимандрита и нескольких монахов, но в недавнее время архимандрит подвергся истязаниям и побоям от гайдаков и теперь проживает в Дмитровке, лишенный здоровья и сил. [8] Деревянная церковь и два монастырских здания в настоящее время пришли в совершенный упадок. Против монастыря есть слобода Уховка из 30 дворов, предназначенная на содержание монастыря. Я съездил и в нее и потом возвратился в Дмитровку восточной стороной Ингульца.
После обеда я выехал из Дмитровки совсем. Тотчас по выезде мы переправились через ручей Овнянка (Серебрянка) не много выше устья и потом ехали верст 8 вдоль северной стороны Ингульца до Диковки или Самборскаго шанца, где остановились в доме капитана Алексея Ивановича Пантазия. В этом поселении числится в настоящее время около 300 семейств – отчасти малороссов, отчасти сербов и волохов.
Примечания
6. В оригинале Givnanka oder Ovnanka. Теперь это р.Серебрянка, – Овнянкой же называется теперь другая речка, впадающая в Ингулец значительно ниже. Не ошибся ли наш автор? Перев.
7. В этой слободе легко можно узнать Шамовку, которая и имя свое получила от Самуила, по сербски – Шамо – Хорвата. Перев.