Литейное производство
Каргер М.К.
Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. Киевские литейщики изготовляли самые разнообразные изделия, начиная от мелких медных крестиков или наконечников ножен мечей и вплоть до церковных колоколов достаточно крупного размера, литье которых тре[с. 377]бовало большой технической зрелости мастера. Киевские литейщики древнейшей поры (IX-Х вв.), так же как и деревенские литейщики, преимущественно пользовались техникой литья по восковой модели в двух ее вариантах (по плоской модели с сохранением глиняной формы и по объемной модели с утратой формы). Значительно позже входят в употребление каменные литейные формы [Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 245].
Достаточно ранним примером отливки с потерей формы может служить найденный в княжеском погребении XI в. наконечник ножен меча, украшенный изображением птицы и орнаментом (табл. XLII) [М.К.Каргер. Княжеское погребение 11 в. в Десятинной церкви. – КСИИМК, IV, 1940, стр. 12-20].
Литье с утратой формы применялось в Киеве для изготовления колоколов. Находки колоколов в Киеве [два древних колокола были найдены в 1824 г. при раскопках развалин Десятинной церкви (табл. XLIII, 1, 2) (Н.Закревский. Описание Киева, I. – М., 1868, стр. 289). Еще один почти целый колокол найден в 1937 г. неподалеку от Десятинной церкви, в нескольких метрах к востоку от капища (табл. XLIII, 3). (Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937 гг., стр. 55. Архив ИА АН УССР). В том же районе (усадьба Кривцова) обломок колокола найден в 1892 г. раскопками И.Хойновского (И.А.Хойновский. Раскопки великокняжеского двора древнего града Киева, произведенные весною 1892 г. – Киев, 1893, стр. 32). Обломки колокола нашел в развалинах храма XI в. на углу Владимирской и Ирининской улиц К.Лохвицкий (О ходе открытия древностей в Киеве до 1836 г. – ЖМНП, 1836, ч. XII, ноябрь, стр. 268). Хорошей сохранности колокол найден вместе с бронзовым хоросом и некоторыми другими церковными вещами на Хоревой ул. sa Подоле (табл. XLIII, 4). (Древности Приднепровья, вып. VI. Киев, 1907, табл. XLII, № 599). Обломок колокола найден в развалинах древнего храма на Кудрявце (Н.И.Петров. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. 2-е изд., Киев, 1897, стр. 87). См. также стр. 41 и 387 настоящего исследования] и в небольших городах Киевской земли [большой медный колокол (до 3 пудов весом) найден на городище Девичь-гора у с. Сахновки (Архив ИИМК, ф. АК, д. № 65/1901, л. 8). На том же городище раскопками В.Е.Гезе найдена верхняя часть колокола с петлеобразным ухом, близко напоминающим колокола, найденные у Десятинной церкви. (Раскопки В.Е.Гезе в Каневском у. Киевской губ. – АЛЮР, т. III, 1901, стр. 201). Обломки трех колоколов происходят с Княжой горы (Каталог украинских древности коллекции Тарновского. – Киев, 1898, стр. 25). Ухо от небольшого церковного колокола найдено раскопками В.Е.Гезе на городище Очаков у дер. Набутово [В.Е.Гезе. Раскопки на городище “Очаков” у дер. Набутово (1901-1902). – АЛЮР, 1904, № 3, стр. 94]. Обломки древнего колокола были обнаружены нашими раскопками так называемой “Летской божницы” (М.К.Каргер. “Летская божница” Владимира Мономаха. – КСИИМК, XLIX, 1953, стр. 18). Кусок колокола был найден при разведках на городище Снепород (П.А.Раппопорт. Археологические заметки о двух русских оборонительных сооружениях XII в. – КСИИМК, вып. 54, 1954, стр. 185)], где едва ли существовали колокололитейные мастерские, достаточно многочисленны [о колоколах в киевских храмах не раз упоминают летописи. Так, в 1146 г. “Изяслав в Киеве взя колокол” (Ипат. лет. 1146 г.). Под 1259 г. в той же летописи говорится о перенесении кн. Данилом Галицким киевских колоколов в Холм (Ипат. лет. 6767 (1259) г.)].
Однако до недавнего времени не было уверенности в том, что эти колокола действительно местного происхождения. В 1946 г. при раскопках на[с. 378] Б.Житомирской ул. нам удалось близ развалин жилища XIII в. найти обломок колокола, на котором сохранилась часть рельефной надписи русскими буквами (ТЬ…), что свидетельствует о местной (по-видимому, киевской) отливке колокола.
Литьем с утратой формы изготовлялись бронзовые лампады. Интересный образец их найден в “жилище художника” XIII в (рис. 81). Отливкой в двух или трех соединенных вместе глиняных формах изготовлялись булавы и боевые гири – кистени (рис. 82, 83).
Рис. 82. Боевая гиря и булавы. Раскопки 1936—1937 и 1938 гг. [с. 380] | Рис. 83. Глиняные формы для отливки кистеня (?). [с. 381] |
Особенно широкое распространение имело литье разнообразных медных крестов-энколпионов, амулетов-змеевиков, иконок (табл. XLIV, 1). Нередко эти отливки дополнительно украшались эмалью или чернью (табл. XLIV, 2).
Рис. 84. Бронзовый хорос, найденный на Хоревой ул. [с. 382] | Рис. 85. Фрагменты бронзового хороса из Киевской Софии. Раскопки 1940 г. [с. 383] |
Наиболее сложными образцами киевского литья являются огромные паникадила – хоросы, обломки которых нередко встречаются при раскопках развалин древних храмов XI-XIII вв. Большой хорос состоял обычно из нескольких десятков отдельных отливок, скрепленных между собой клепкой (рис. 84). Наиболее древний образец монументального хороса, по-видимому [с. 379] киевского происхождения, был найден в 1953 г. в развалинах храма-усыпальницы XI в. в Переяславле Русском [М.К.Каргер. Раскопки 1952-1953 гг. в Переяславе-Хмельницком. – СА, XX, 1954, стр. 17 и рис. 7]. Обломки еще более монументального хороса обнаружены нашими раскопками в Киевской Софии (рис. 85).