Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Источники изучения ювелирного дела

Каргер М.К.

Если многочисленные изделия из железа и стали, созданные киевскими кузнецами, являются наглядным выражением высокого развития производительных сил молодого Древнерусского государства, то изумительные по своей виртуозной технике разнообразные произведения “кузнецов злату, серебру и меди” свидетельствуют о многогранной высокоразвитой материальной и духовной культуре Киевской Руси. [с. 375]

В обработке цветных и благородных металлов ремесленники Киева и многих других больших и малых городов Древнерусского государства достигли исключительного совершенства и утонченного мастерства. Они владели всеми техническими приемами, известными в ту пору мастерам наиболее передовых стран мира, и во многих отношениях смогли превзойти последних в своем изощренном мастерстве.

По словам Б.А.Рыбакова, “не было, пожалуй, такой отрасли художественного ремесла, в которой русские ремесленники XI-XII вв. не создали бы замечательных, поражающих своим совершенством вещей” [Б.А.Рыбаков. Ремесло. – В кн.: История культуры древней Руси, т. I. М., 1948, стр. 118-119]. Среди русских “кузнецов злату, серебру и меди” Киевским мастерам XI-XIII вв. принадлежало несомненно первое место.

Как свидетельствуют многочисленные и разнообразные остатки их деятельности, не было ни одной технической разновидности обработки цветных и благородных металлов, которой бы не владели киевские “златокузнецы”. Литейное дело, ковка и чеканка металлов, тиснение и штамповка, чернь, зернь, филигрань и инкрустация и, наконец, наиболее сложная техника перегородчатой эмали – все эти разновидности обработки цветных и благородных металлов были в совершенстве освоены не только киевскими ремесленниками, работавшими на княжих и боярских дворах и в монастырских вотчинах, но и многочисленными свободными ремесленниками, населявшими городской посад.

Разнообразная изысканная продукция этих мастеров обратила на себя внимание ученых задолго до того, как на территории древнего Киева развернулись систематические археологические исследования. Уже в первой половине XIX в. при случайных земляных работах были открыты богатейшие клады, состоявшие из многочисленных ювелирных изделий. В середине и особенно во второй половине XIX в., в связи с интенсификацией городского строительства, находки этого рода увеличивались с каждым годом. К сожалению, драгоценные вещи из многих кладов, обнаруженных на частновладельческих землях, нередко безжалостно переливались на металл или распродавались по частям. Состав многих кладов бесследно пропал для науки. Лишь во второй половине XIX в. Археологической комиссией были предприняты меры, обеспечивавшие сохранение новых находок. Несколько кладов, найденных во второй половине XIX-начале XX в., поступило в государственные музеи Петербурга, Москвы и Киева.

Ювелирные изделия, найденные в составе кладов, изучались преимущественно под углом зрения чисто искусствоведческих проблем (И.П.Кондаков, А.С.Гущин). Только в последние годы в работах советских исследователей (Б.А.Рыбаков, Г.Ф.Корзухина) ювелирные изделия из кладов рассматриваются в качестве источников по истории древнерусского ремесла. [с. 376]

Большая часть киевских кладов была зарыта в середине XIII в. в связи с татаро-монгольским вторжением. Однако отдельные клады, по-видимому, зарывались и раньше. В работе Г.Ф.Корзухиной “Русские клады IX-XIII вв.” сделана попытка уточнить хронологию кладов, причем автор не только устанавливает дату зарытия кладов, но и пытается в ряде случаев выяснить время изготовления различных вещей в кладе [Г.Ф.Корзухина. Русские клады IX-XIII вв. Л., 1954].

Ценным источником для изучения наиболее древнего периода киевского ювелирного ремесла являются различные изделия, найденные в составе погребальных комплексов киевского некрополя IX-Х вв. [см. главу IV настоящего исследования] В отличие от кладов, в составе которых порой находятся разновременные вещи, с трудом поддающиеся хронологической атрибуции, инвентарь погребений позволяет установить более точную датировку различных ювелирных изделий. Разумеется, нужно учитывать, что в составе погребальных комплексов IX-Х вв. наряду с местными изделиями нередки находки и привозных вещей различного происхождения.

Важнейшим источником для изучения ремесла киевских “златокузнецов” являются остатки ремесленных мастерских, открытые в значительном количестве археологическими раскопками в различных районах древнего города. Открытиям этого рода положил начало В.В.Хвойка, обнаруживший на территории знаменитой усадьбы доктора Петровского остатки нескольких мастерских. Интереснейшие материалы для характеристики мастерства “златокузнецов” были получены в результате раскопок, проведенных на этой же территории Институтом археологии АН УССР в 1936-1937 гг., а также раскопками Киевской экспедиции АН СССР и АН УССР в 1938-1939 и 1948-1949 гг.

Остатки различных мастерских были обнаружены также раскопками той же экспедиции в 1938, 1940, 1948-1949 гг. в усадьбе бывш. Михайловского Златоверхого монастыря и раскопками Киевского исторического музея в 1933 г. на горе Киселевке.

Мастерству обработки цветных и благородных металлов была присуща несомненно не меньшая дифференциация, чем та, что отмечалась выше в кузнечном деде. Однако многие “златокузнецы” в своих мастерских выполняли, по-видимому, работы, связанные с различной техникой: литьем, чеканкой, филигранью, зернью, чернью и т.д. Об этом свидетельствуют находки различных инструментов, отходов производства, бракованных изделий в одной мастерской. Впрочем, для того чтобы судить о том, как был организован труд в этих мастерских, материалы раскопок пока еще явно недостаточны.