Зернь, скань, инкрустация
Каргер М.К.
Одним из наиболее распространенных видов ювелирной техники были изделия из проволоки. Киевские “златокузнецы” с древнейших времен изготовляли из медной, серебряной и золотой проволоки разнообразнейшие изделия, начиная от простейшего проволочного перстня или височного кольца и кончая изощренными филигранями, нередко сочетавшимися с перегородчатой эмалью, чернью и другими приемами. Все эти изделия требовали прежде всего изготовления самой проволоки различных диаметров, производившейся как с помощью техники ковки, так и более совершенной техники волочения.
Среди киевских находок, характеризующих изделия из толстой проволоки, заслуживает внимания интересная заготовка медного проволочного жгута для изготовления шейных гривен (рис. 90) [Сведение о находке опубликовано в OAK за 1906 г., СПб., 1909, стр. 124 и рис. 177; см. также: Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 331]. Заготовка представляет толстую проволоку, свитую в жгут, а затем закрученную в несколько колец. По мере надобности от заготовки отрезали кусок, из которого делали гривну. Интересны соображения, высказанные Б.А.Рыбаковым по поводу этой старой находки.
“Перед нами, – пишет он, – любопытный пример перехода от работы на заказ к работе на рынок. Мастер тянет проволоку заранее, еще до получения заказа на гривны, готовит сырье для них – жгут. Если бы мастер работал целиком на рынок, он неизбежно разрезывал бы проволоку на одинаковые куски и сделал бы из них гривны, а не стал бы укладывать жгут в спираль, Совершенно очевидно, что мастер сделал заготовку в расчете на будущие заказы и резать проволоку не решался, так как гривны могли быть заказаны разных размеров. Отсюда один шаг до того, чтобы мастер решился готовить впрок не только проволоку, но и самые гривны; в таком случае его мастерская стала бы одновременно и местом продажи украшений” [Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 331].
Широкое применение в ювелирной технике имела скань, иди филигрань. Основой ее была тонкая крученая проволока, из которой киевские “златокузнецы” образовывали разнообразные сложнейшие узоры. Скань применялась в двух видах: в ажурной скани сами проволочки образуют каркас изделия, накладной сканый узор припаивался к золотой иди серебряной основе изделия. Сканый узор нередко сочетался с техникой зерни, представлявшей мельчайшие зерна металла (серебра иди золота), которые припаивались в виде различных узоров к основе изделия. Скань и зернь известны уже в изделиях рус[с. 396]ских “златокузнецов” Х в. В XI-XIII вв. обе эти разновидности ювелирной техники были излюбленным приемом киевских “златокузнецов” (табл. LXIII – LXV).
Наряду с зернью и сканью уже в древнейших русских ювелирных изделиях из серебра широко применялась техника черни. Чернью заполняли углубленный фон серебряного изделия, а иногда и углубленные контурные линии изображения (табл. LXIII). В состав черневой массы, употреблявшейся русскими мастерами, входили серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура и соль [там же, стр. 320]. Порошок черни разводили водой и густо покрывали им фон изделия, предварительно процарапанный резцом для лучшего сцепления черни с серебром. Затем пластинка прокаливалась на жаровне, благодаря чему чернь плотно соединялась с серебром [там же]. По-видимому, чернением занимались в основном в тех киевских мастерских, где изготовляли тисненые серебряные изделия. К сожалению, никаких производственных остатков этой техники в киевских ювелирных мастерских до сих пор не обнаружено, так же как и остатков производств зерни и филиграни.
Среди изделий киевских “златокузнецов” заслуживает внимания еще одна разновидность техники – инкрустация железных и бронзовых изделий золотом или серебром. В раскаленном железе тонким зубилом прорубался углубленный рисунок, после чего в углубления забивалась золотая или серебряная проволока. Техника инкрустации была распространена еще в Х в., как показывают бляшки, встречающиеся в погребениях киевского некрополя. Позже эта техника применялась для орнаментации железных изделий конского снаряжения и оружия.