Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Испытание атомом

В.Никипелов. Спец.корр.«Правды Украины». Чернобыль

репортаж из района Чернобыльской АЭС

Позади осталась площадь Шевченко, поворот – и наши «Жигули» упираются на выезде из города в шлагбаум контрольно-пропускного поста ГАИ. Напротив выстроились гуськом в ожидании дозиметрической проверки идущие в Киев автомашины. Вокруг них деловито снуют люди в необычных синих комбинезонах и еще более непривычных в такой ситуации кедах. И только форменные фуражки да полосатые жезлы выдают в них работников госавтоинспекции.

– Это наш последний рубеж на пути из Иванкова, – поясняет мой спутник, сотрудник Управления ГАИ МВД УССР майор милиции В.И.Корнеюк. – Задача таких санитарных «фильтров» – не пропустить ни одной эагрязненой машины. И, понятно, здесь никому не делают малейших поблажек или исключений.

Эти слова я вспомнил вечером при возвращении домой, когда на одном из таких постов увидел «арестованную» автомашину Управления ГАИ республики…

Но вот наш симпатичный водитель старшина Андрей Шейко – отличник милиции – снова нажимает на педаль, и мы стремительно уходим вперед. Обгоняем колонны грузовиков с ростовскими, крымскими, запорожскими номерами, автомобили из Тулы и Липецка… Даже по номерным знакам можно в полной мере представить обширнейшую географию помощи Чернобылю.

У Демидова установлен щит: «Движение личного транспорта в сторону Иванкова запрещено». Мера эта вынужденная, сделана она для увеличения пропускной способности магистрали. К услугам же пассажиров – рейсовые автобусы.

На границе Иванковского района оставляем позади еще один пункт дозиметрического контроля. Идущая навстречу поливалка в очередной раз обдает наши «Жигули» обильным душем. Регулярный полив дороги, запрещение съезда на обочину – все это делается для уменьшения количества пыли в воздухе, существенно усиливающей радиационный фон.

Останавливаемся в райцентре. Врач Вера Ивановна Бондарь – а она успела уже поработать в Чернобыле – измеряет давление, выдает витамины. Все в порядке, в путь!

На главном въезде в 30-километровую зону нас останавливает начальник контрольно-пропускного пункта номер 7 старший лейтенант милиции Виктор Степанович Гаркуша. После его настойчивой просьбы – вы же все-таки уже в зоне! – натягиваем респираторы.

За сутки через этот кордон проходят тысячи машин с оборудованием, техникой, людьми… Сейчас стало поспокойнее, а вначале было нелегко. В один из таких сложнейших моментов трое суток, почти без сна, здесь руководил работой поста майор Корнеюк. Днем и ночью одна за другой шли машины с бетоном, песком, цементом и другими строительными материалами. А между колоннами умудрялись вклиниться на своих машинах жители из эвакуированных населенных пунктов. Их надо было извлекать из общего потока без остановки движения транспорта. Грузы ни на минуту нельзя было задержать.

Сам Виктор Иванович по этому поводу немногословен: «Да, была такая необходимость».

Читаю один из последних боевых листков подразделения. Отличились коммунисты В.М.Костицын, Б.В.Любарский, комсомольцы А.Н.Ключко и В.Г.Гортенко. Замечу, что Валентин Михайлович Костицын, майор милиции, заместитель начальника пропускного пункта, несет службу в зоне вместе со своим сыном сержантом милиции Юрием Костицыным.

И несут ее отец и сын отлично!

Из притормозившего «уазика» выходит заместитель секретаря парткома министерства подполковник Евгений Александрович Тихоненко: «Работы у нас сейчас много – проходят партийные собрания по текущему моменту. Создано 14 временных партийных организаций. Коммунистам поручено вести патрулирование улиц в Припяти, Чернобыле, они везде впереди».

– Да, – раздался чей-то голос. – Обязательно напишите о председателе колхоза из села Дитятки. Это он так здорово помог нам в обеспечении горячим питанием, выделив и продукты и людей. Как фамилия? Да разве было время спрашивать. Будем ехать обратно – непременно узнаем.

Обещание не было забыто, и я с благодарностью называю фамилию председателя колхоза имени Мичурина Андрея Филипповича Кущенко.

Здесь же, на контрольно-пропускном пункте, знакомлюсь с дозиметристом капитаном милиции Виктором Степановичем Руденко. Вместе смотрим показания прибора:

– Заметьте, – обращается он ко мне, – в воздухе в несколько раз меньше радиоактивность, чем в пыли на обочине. А будете возвращаться в Киев, посетите по пути полевую баньку, после чего замерьте радиоактивный фон волос. Он снизится до минимума.

К слову, все так и произошло. Эти примеры лишний раз убеждают, насколько эффективными могут оказаться самые простейшие меры профилактики.

Встреча с заместителем министра внутренних дел республики Виталием Дмитриевичем Пицюрой проходила в жестком ритме:

– Извините, я буду краток – времени в обрез. Какая наша главная задача? Полный контроль установленной 30-километровой зоны. А это включает в себя поддержание общественного порядка на всей ее территории, обеспечение своевременной доставки массы самых разнообразных грузов, охрана личного имущества граждан, временно покинувших свои жилища… Специальные подразделения постоянно патрулируют дороги, улицы населенных пунктов, а также Припяти и Чернобыля. Осуществляется контроль и по периметру зоны.

Сегодня Чернобыль живет рабочим ритмом. Здесь, как и повсюду в зоне, работники госавтоинспекции в трудных, а порой и просто опасных условиях продолжают мужественно выполнять свои служебные обязанности. Ведь прежде всего благодаря их усилиям не было ни одного дорожно-транспортного происшествия.

Активное участие принимают они и в контроле за санитарным состоянием автомашин. К слову, уже ведется сооружение перевалочных площадок для грузов. Задача ближайшего времени – не выпускать за пределы зоны ни грузовой, ни пассажирский загрязненный автотранспорт.

Беседу прерывает телефонный звонок.

– Извините, меня ждут в правительственной комиссии.

В столовой, где, кстати, можно сытно и вкусно пообедать, царит какое-то особое спокойствие и размеренность, присущие сильным духом и уверенным в себе людям.

Знакомлюсь с сидящими за одним со мной столиком инженерами-электриками из Тулы Алексеем Васильевичем Жалдаком и Борисом Анатольевичем Корзином.

– Мы здесь уже неделю. Устроились нормально. На работу ездим из Иванкова автобусом. Не страшно ли было ехать? Это в подобных экстремальных условиях не самое главное. Прежде всего спешили поскорее прийти на помощь попавшим в беду людям.

Капитан милиции Сергей Васильевич Каракай. Молодой, подтянутый, веселые искринки из-под стекол очков… Встретишь такого в гражданском костюме где-нибудь на одной из киевских улиц и никогда не подумаешь, что рядом с тобой самый настоящий герой. Это он обеспечил установку дорожных знаков и указателей в зоне повышенной радиации непосредственно у сооружений АЭС. И героем себя, как и многие его товарищи, не считает.

А это ведь ими была разработана схема движения транспорта в опасной зоне, благодаря их стараниям построена объездная дорога, минующая отдельные очаги повышенной радиации. Достаточно привести еще такую цифру – 2.5 тысячи дорожных знаков и указателей было установлено сотрудниками госавтоинспекции за эти дни в 30-километровой зоне.

Станция. На пути к ней проскакиваем Лелев, проехав еще немного, на минуту останавливаемся. Начальник ГАИ Чернобыльской зоны майор Валерий Сергеевич Туниченко, обращаясь ко мне и сменяющему его капитану Валерию Сергеевичу Тарану, показывает рукой вперед:

– Смотрите, она вон там вдали. Рядом с трубой – контуры четвертого блока. По прямой километров семь-восемь…

Защемило сердце: вот она какая… Поделившая людей на героев и трусов, на бескорыстных и добрых друзей в разных уголках планеты и злобных, желчных клеветников. Всему миру показавшая, как страшен может быть даже мирный атом, вырвавшийся из-под контроля человека.

…Сегодня на станции продолжаются работы по непрерывному бетонированию поврежденного реактора. Для этого на железнодорожной станции Вильча создана мощная строительная база. Наступление на аварийный блок продолжается. Шахтеры ведут проходку для создания защитной подушки под реактором. За сутки дезактивируются сотни тысяч квадратных метров опасных участков.

Сделано уже много, но и впереди еще большая и сложная работа.

Правда Украины, 1986 г., 23.05, № 117 (13378).